Положение о школьной библиотеке 13.06.2023

f --·
J

"'

�

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская школа №1 Первомайского р _ � .Р� блики Крым»
Рассмотрено
Педагогическим советом
Протокол № ��
от «OJ» 06
20/4-3 г.

/ " тверждено
t Директоро
: МБО - ервомайс½

\.

,

'(.(л 1э.
·. 1>;

. :в.Климе

--· 0
.. 06 · -.�"';#'

··,::
"<>�
�l.шi�

кола № 1
о

г.

Положение
о школьной библиотеке
1. Общие положения

1.1. Данное положение разработано в соответствии Федеральным законом
No 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом Российской Федерации № 78-ФЗ «О библиотечном деле»
от 29.12.1994 г., Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности от 25.07.2002 г., Федеральным законом «О защите
детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от
29.12.2010 г.,
1.2.Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности. Формирования в школьной
среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного
взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека,
стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
1.3.Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права обучающихся на бесплатное пользование библиотечно­
информационными ресурсами.
1 А.Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и
других работников школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и
информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
· санитарно-гигиеническими требованиями.
1.5.В
соответствии
с федеральным
законом «О
противодействии
экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной
библиотеке
запрещено
распространение,
производство,
хранение
и
использование литературы экстремисткой направленности.
1.6.Закон определяет экстремистские материалы- предназначенные для
распространения либо публичного демонстрирования документы либо
информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской
деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-

.,

социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Итали,
выступления, изображения руков·одителей групп, организаций или движений,
признанных преступными в соответствии с приговором Международного
военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников
европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения
руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами,
или движениями, публикации, обосновывающие или
организациями
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
1.6. l Порядок работы по выявлению документов, включенных в ФСЭМ
1. В целях исключения возможности массового распространения
экстремистских материалов библиотеки самостоятельно осуществляют проверку
фонда на предмет на.,--rичия в нем документов, включенных в ФСЭМ, с
составлением акта проветки (Приложение 1) которая проводится:
- при поступлении новых документов в фонд;
- систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки ФСЭМ со
справочно-библиографическим аппаратом фонда библиотеки.
2. Если у библиотеки нет определенных Законом оснований для хранения
выявленного доку:чента, включенного в ФСЭМ, данный документ подлежит
списанию и передаче на утилизацию в соответствии с данными Рекомендациями
по учету фонда. Основание для списания
несоответствие профилю
комплектования библиотеки.
1.6.2 Выяв.1ение Интернет-ресурсов и ограничение доступа с компьютеров
библиотеки
1. В целях исключения возможности массового распространения материалов,
вк.i1юченных в ФСЭМ, в библиотеках не реже одного раза в квартал
ответственными
лицами
по
вопросам информационных
технологий
осуществляется блокировка доступа с компьютеров библиотеки к Интернет­
ресурсам, включенным в ФСЭМ.
2� По результатам сверки ФСЭМ с электронными документами и Интернет­
сайтами, доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в
библиотеке, составляется Акт о блокировке Интернет-ресурсов, включенных в
ФСЭМ (Приложение № 1).
1. 7.Педагог-библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в
фондах бибо--rиотеки документов с Федеральны;v1 списком экстремистских
материалов, изымает их из оборота библиотеки, фиксирует в акте сверок фонда
библиотеки с Федера:1ьным списком экстремистских материал.ов.
l.8.B соответствии с федеральным законом РФ от 29. 12.20 10 № 436 «О
зс1шите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
федеральны,vr законом от 29.07.2013 Nо135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5
Федерального закш-ш «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию». Педагог-библиотекарь ныявляст .и исключает из
открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания,
соответствуюшие знаку информационной продукции 16+, 18+.

·•

'
/

/

1.9.Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками
определяются в правилах пользования библиотекой.
1.1О.Настоящее положение определяет уровень базисных требований к
библиотеке школы.
1.11. Настоящее положение определяет порядок обеспечения условий
доступности для инвалидов в библиотеке школы.
2.
Задачи библиотеки
2.1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно­
нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру
и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой
деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические,
в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на
предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей
библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня
толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на
распространения литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.2. Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся,
педагогических работников, родителей обучающихся) доступом к информации,
3наниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно­
информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом
(СО-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях, в том
числе обеспечение периодической, научной, учебно-методической, справочно­
информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе
издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля .
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску,
отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных
процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной
среды.
2.5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию.
3. Основные функции.
3 .1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и
культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей
библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся,
участие в образовательном процессе.
3 .2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в
соответствии с образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует
универсальный фонд учебной, художественной, справочной, нау[.шо-популярной
литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической,

.,

1

,,
'

�'

..

�

изданий �.
периодических
справочной литературы,
методической,
педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях.
3.3. Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития
информации.
3.4. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых
носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского
содержания не реже 1 раза в полгода. Проделанная работа фиксируется в
<�Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При
обнаружении
запрещенных
материалов
экстремистского
содержания
составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
Отдел автоматизац11и проводит регуJiярно, не реже 1 раз в квартал, работу по
блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и
электронным докуыентам, включенным в «Федеральный список экстремистских
1v�атериалов», проведен:r-r&я работа фиксируется в акте сверки. Фильтрация сети
Интернет осущесiвляется с помощью системы Интернет-цензор.
3 .5.
Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает
информирование пользователей об информационной продукции.
3.6. Осуществление дифференцированного библиоте'iно-информационного
обслуживания ооучающихся:
• Организует
информационно-библиографическое
обслуживание
обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и
выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• проводит работу с обучающимися по привитию навыков и умения поиска
информации;
• организует массовые мероприятия, vриентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, оказывает содействие при организации
внеурочной дею,елы-юсти, организуе.мой в условиях реа.;1изации ФГОС НОО,
OOO,СОО содействует развитию критического мышления;
• ведет библштечно-информац:иою--юЕ обс1уживание с учетом запросов
обучающихся;
• не допускает обуч.2.ющихся к Инт�рнет-ресурсам, электронным документам
экстремистского характера.
· 3.7. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного
обслуживания педю огиqеских работников:
- удовлетворяет запросы, связанные с обучением, восшпание.\1 и здоровьем детей;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
создание условий для их самообразования и профЕ:ссионального образования;
- организует доступ к педагогической информации на любых носителях.
3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию "1Итателей в соответствии с установленным порядком.
3.9. Попуш;:р11::;ация литературы с помощью индивидуа.,1ьных, групповых,
массовых
форы
работы
(библиотечных
уроков,
бесед,
выставок,
библиографических обзороь, обсуждений книг).
3.10. Повышение квалификаuии сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.

/

4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал,
хранилище учебников.
4.2. Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебно­
воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы
библиотеки;
4.3. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского
характера), электронными документами, интернет-сайтами (доступ к которым
возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами
осуществляет педагог-библиотекарь.
4.4. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.5. Организовывается взаимодействие с библиотеками (поселковыми,
районными).
4.6. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в
отдельном помещении.
4. 7. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
5.
Управление, штаты
5 .1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы, который утверждает нормативные и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность
за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование
и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.
5 .2. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором ОУ
педагогу-библиотекарю, в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, Трудовым договором и
Уставом школы.
5.3 . За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает
педагог-библиотекарь, который является членом педагогического совета, входит в
· состав педагогического совета.
5 .4. Библиотека составляет годовой план и отчет по работе, которые
обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором школы.
5.5. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового
распорядка.
5.6. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки
к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
5. 7. Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных
книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список)
экстремистской литературы.
6.
Права, обязанности и ответственность
Работник школьной библиотеки имеет право:

...

\

,.

6. 1 . Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельное�
соответствии с целями и задачами, приведенными в настоящем положении.
6.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой.
6.3. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки по информационной грамотности и культуре;
6.4. Участвовать в управлении ОУ согласно Типовому положению об ОУ.
6. 5 . На свободный доступ к и нформации, связанной с решением
поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам,
учебным планам, планам работу ОУ и его структурных подразделений.
6.6. На поддержку со стороны региональных органов образования и
администрации ОУ в деле организации повышения квалификации работников
библиотек. Создания необходимых условий для их самообразования, а также для
обеспечения их участия в работе МО библиотечных работников, в научных
конференциях,
совещаниях,
семинарах
по
вопросам
библиотечно­
информационной работы.
6.7. На участие в работе общестьенных организаций.
6.8. На представлtние к разли•н-rьв,1 формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предус.\,ютренны:,\1 для работников образования .и культуры.
Педагог-библиоте.t<арь несет ответственность:
6.9.
За
соблюдение
трудовых
отношений,
регламентируемых
законодательством РФ о труде и коллективным договором данного ОУ.
6. 1 О. За выполнение функций, предус:½отренных настоящим Положением.
6. 1 1 . За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
6. 1 2 . Педагог-библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в
фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских
материалов, изымает их из оборота библиотеки, ведёт акт сверок фонда
библиотеки с Федеральным списком экстреNшстских материалов.
7.
Права и обязанности пользоватеJtей библиотеки
7. 1 . Пользователи библиотеки имеют право:
получать по.:шую информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
- tюльзоваться справочно-библиографическим аппарато,v1 библиотеки;
получать консу:.iьтационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
- получать во времен1 ;ое по:тьзование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
- продлевать срок пользования докуме'f-пюv1 и;
- получать тематичес кие, фактограф.и.ческЕе, уточняющие;; и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила по"-1ьзования школьной библиотекой;
- бережно относиться к произведею15iм печати (не вырыва rь, не загибать страниц,
не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;

/

�·
�.1 ·

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутстви и дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность
за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний
пользователь;
- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
- полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения
или работы в школе.
7.3. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем образовательного учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
6) по всеl\'1 вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки ;
в) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
г) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский
характер;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно­
гигиеническим требованиям.
8. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов в библиотеке
школы и обслуживания данной категории учащихся
8.1. Образовательной организацией, обеспечивается создание инвалидам,
включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников,
следующих условий доступности библиотек в соответствии с требованиями,
установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами :
� ,. - возможнос-:;:-ь оеспрепятственного
входа в оиолиотеки
и выхода из них;
- содействие инваJтиду при :входе в здание и выходе и з него;
- возможность самостоятельного передвижения по библиотеке в целях доступа к
месту предоставления услуги, в том ч исле с использованием помощи персонала,
предоставляюшего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также
кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и
самостоятельного передвижения, оказание им помощи на территории библиотеки ;
- проведение инструктажа сотрудников, осуществляюших непосредственное
взаимодействие с получателями услуги, по воп росам ознаком.аения инвалидов с
размещением кабинетов, а также оказания им помощи в уяснении
последовательности действий и маршрута передвижения при получении услуги;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации о порядке
предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с
учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование
необходимой для 11олучения услуги текстовой информации на электронных

\

носителях, зрительной информации звуковой информацией, а также надпис
знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненным\
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск
сурдопереводчика и тифлопереводчика;
- оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой
инвалидам помощи в преодолении барьеров, �1ешающих получению услуг и
использованию библ иотек наравне с другиl'v.И лицами;
- обеспечение доступа инва.1идов к кным помещения:\1 : гардероб, санузлы,
коридоры;
8.2. В целхх предоставления услуг, доступных для инвалидов в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными
нормативными
акта:vrи,
образовательной
организацией,
прав овыми
обеспечиваются:
- оказание инва.,1 ида1У1 необходимой помощи в доступной для них форме в
уяснении порядка предоставления и получения услуги;
обеспечение других
усJ1овий доступности,
предусмотренных
действующим законодательством.

1·
j

1
1

'·

.1

;

Приложение № 1
УТВЕРЖДАЮ
(ФИО руководите.1я)
(дата )

Приложение 1. Акт о наличии изданий, включенных в федеральный список
эксгремисгских материалов
11
r.
от "
------ 20
Мы, нижеподписавшиеся (ФИО ответственных лиц в количестве не менее 3 -х
человек), составили настоящий акт в том, что нами была проведена сверка
федерального
списка
экстремистских
материалов
со
справочно­
библиографическим аппаратом к фондам библиотеки.
В результате проверки в фонде выявлено (количество) документов, включенных в
федеральный список экстремистских материалов.
Список прилагается.
Должности Подписи

t

'

►

Приложение No 2
У ТВЕРЖДАЮ

I

i ФИО ру�-;овалпс. , я )
11

11

г.

Приложение 2. Акт о G:ю_;;11ровк� И нтrрнет-ресурсов, включенных в фелераr�ьный
.-.,н"I"�-:, ..� ,,·ci· e:-,, ' Ч '�:-;н •,,-1 ..- , .• •::.теои·"' П()В (ФСЭМ)
p
,,
г.
20
от "
(
Мы, нижеподписавJ_,_ ,тн::�·;, ( DИО с,,т;:;.:::-сстsенных лиц в количестве нс менее 3-х
человек), состави.:ш н1с r-оящий с1.к-=:- с, Т'J.М, что нами бы.па проведена сверка
федерального спи•� ;,:а эк,;тре:.v�истс f.:нх :-.-штер:--- шлов с э.1ектронными документами и
Интернет-саита:-1 : , , .1с..: ��- : , : : кvт..:;:·, .. : •. r ,u3.\1C/,,-:'-.:-,.., .:: ,1..т.1пью 1 е;ров, ) с тш-.ов.Itнных в
библиотеке.
В результате проз::р�·i1 ,.:-,. ыяв:тс-:.о ( хол,;, �1ество ) э::rектронных документов и
Интернет-ресурсс t:, зк:�:rо-1енны;-, 3 Федеральный сгысок экстремистских
материалов. ПроJ.--В i3едtл �, 6.:10:киро.�1(,� :, казан:- r ых _ресурсов .
�... ..,.-1. ...

1

..

,,., ..f\.
.

_..,,['-

1

-. ,t ;; "-,, ., ._J,\.'{

/t�

;'i'_i;.Ц А

,.,

:0,

e.:4 f

'.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».