Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности


Виды функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность -  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

 

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие - либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. Хочу такой сайт

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК
ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ





ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК
ЗАДАНИЙ ДЛЯОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Приказ от 05.10.2022 №338 Об организации работы по повышению ФГ.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ МОНМ РК от 07.10.2022 № 1536 фг.pdf (скачать) (посмотреть)
СЕМИНАР КУРАТОРОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 28.11.2022 г ..PDF (скачать) (посмотреть)
Круглый стол кураторов по внедрению функциональной грамотности в образовательных организациях района 21.03.2023 г. .PDF (скачать) (посмотреть)
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) ОТЧЕТ о деятельности региональной инновационной площадки в сфере образования Республики Крым в 2022-2023 учебном году.pdf (скачать) (посмотреть)
ПРИКАЗ от 27 октября 2022 г. № 223 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Информация о мероприятиях на территории МБОУ Первомайская школа № 1, проводимых в рамках Осенних недель финансовой грамотности 2023 .pdf (скачать) (посмотреть)
Методическое пособие формирование функциональной грамотности на классных часах.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий («дорожная карта») на 2023-2024 учебный год направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)

Брейн-ринг по функциональной грамотности в рамках проведения недели по Функциональной грамотности

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-00-59.jpg

В рамках недели по ФГ прошли интерактивные занятия по направлению "Креативное мышление"

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-02-44.jpg

Родительский лекторий по ФГ

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-03-51.jpg

Занятия по математической грамотности

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-04-56.jpg

Открытый урок по читательской грамотности в Центральной районной библиотеке

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-06-03.jpg

photo_2024-01-23_20-06-36.jpg

Квест по ФГ

23.01.2024

photo_2024-01-23_20-08-34.jpg

photo_2024-01-23_20-08-29.jpg


Внеурочная деятельность по ФГ

29.01.2024

photo_2024-01-29_19-27-34.jpg

photo_2024-01-29_19-27-28.jpg

photo_2024-01-29_19-27-15.jpg

30.11.2023

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».