МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1 ПЕРВОМАЙСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического
совета
Протокол №
от ___________________
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Первомайская школа №1
_______ Клименко Н.В.
приказ №____ от
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1
на 2024-2025 учебный год
пгт Первомайское 2025 г.
1. Пояснительная записка
1.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует
отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей
обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное
предназначение
дополнительного
образования
удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и
общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках
предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства
как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и
развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного
образования детей, и это существенно отличает его от традиционной
внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок.
Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных
программ, разработанных, как правило, самими педагогами. "Изюминка"
дополнительного образования состоит в том, что все его программы
предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами,
природными склонностями и способностями.
Многие дополнительные образовательные программы являются
прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при
этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный
образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем
может активно использоваться в процессе введения профильного обучения
на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане
2
организации внеурочной деятельности детей за пределами времени,
отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных
образовательных программ, разработанных по различным направлениям
творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные
секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это
позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в
детях не только обучающихся, но и живых людей со своими
предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги
обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой
досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет
каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах
деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе
повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников,
педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности,
умению планировать свое время. Большое количество детских
коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает
благоприятную возможность для расширения поля межличностного
взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой
основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А
массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках,
конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к
процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного
духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МБОУ Первомайская
школа №1:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
3
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда от 22.09.2021г. № 652 «Об утверждении
профессионального стандарта ПДО»
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- МР 2.4.0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации
по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (утв. Главным государственным
санитарным врачом РФ 17.05.2021);
- Письмо Минздрава России от 11.08.2022 N 15-2/И/1-13164 «О
профилактике и раннему выявлению коронавирусной инфекции в
образовательных учреждениях в новом учебном году»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21.
Санитарные правила и нормы...");
- Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об
утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники в Российской Федерации и перечня критических технологий
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2011, N 28, ст. 4168);
- Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Локальные акты образовательной организации:
••
Положение о дополнительном образовании
обучающихся,
утвержденное директором школы от 01.09.2023 г. № 142
•
Рабочая программа воспитания на 2024 – 2025 учебный год.
4
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым № 1648 от 21.10.2021 "Об утверждении комплексного плана
мероприятий по организационно-методической поддержке центров
"Точка роста", детских технических парков "Кванториум" на базе
образовательных организаций, функционирующих в Республике Крым;
- Устав МБОУ Первомайская школа №1;
- Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от
31.03.2021 №196 «Положение о внедрении модели персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Крым»;
-Положение о реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
Муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
«Первомайская
школа
№1
Первомайского района Республики Крым».
2.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПДО.
При организации дополнительного образования детей образовательное
учреждение опирается на следующие приоритетные принципы:
1.
Принцип
доступности.
Дополнительное
образование
–
образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные»,
еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с
отклонениями в развитии, в поведении, дети- инвалиды. При этом система
дополнительного образования детей является своего рода механизмом
социального
выравнивания
возможностей
получения
персонифицированного образования. Одной из главных гарантий
реализации принципа равенства образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых школой услуг.
2.
Принцип природосообразности. В дополнительном образовании
детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам
детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая
вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и
региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа
не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает
пользоваться спросом, она просто "уходит со сцены".
3.
Принцип индивидуальности. Дополнительное образование
реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в
индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного
процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его
5
работы - не подвергать порицаниям. Тесно взаимосвязаны между собой
принцип свободного выбора и ответственности и принцип развития.
4.
Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды
образования,
которая
обеспечивает
развитие
индивидуального
личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование
педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного
образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой
статус системы дополнительного образования – развитие личности
воспитанника.
Образование,
осуществляющееся
в
процессе
организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует
его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к
самообразованию.
5.
Принцип
системности
во
взаимодействии
и
взаимопроникновении базового и дополнительного образования.
Органическая
связь
общего,
дополнительного
образования
и
образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению
образовательной среды школы новыми возможностями созидательнотворческой деятельности. Интеграция всех видов образования,
несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
6.
Принцип социализации и личной значимости предполагает
создание необходимых условий для адаптации детей, подростков,
молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм,
установок и образов поведения, присущих российскому и мировому
обществу.
7.
Принцип ориентации на приоритеты духовности и
нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных
ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы
ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой
программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды.
8.
Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип
означает не только формирование условий для развития общей культуры
личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного
постижения эстетических и этических ценностей поликультурного
пространства. В системе дополнительного образования траектория
эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного,
понимания творчества по законам красоты развивается к созданию
культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере
познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и
поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной
6
ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие
возможности воспитанников.
9.
Принцип творчества в реализации системы дополнительного
образования означает, что творчество рассматривается как универсальный
механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в
мир культуры, формирование социально значимой модели существования
в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета
важно
создание
атмосферы,
стимулирующей
всех
субъектов
образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое
дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле,
спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива
обучающихся) и педагогов.
10.
Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе,
учитывая интересы других.
11.
Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры и образования Первомайского района направлена на
обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для
духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения
его творческих и образовательных потребностей.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах
личности.
Задачи:
1.
Сформировать систему дополнительного образования в школе,
способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по
душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
2.
Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным
образованием.
3.
Сформировать условия для успешности обучающихся.
4.
Разработать и реализовать дополнительные образовательные
программы, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
7
5.
Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской
деятельности.
6.
Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому
развитию детей и подростков.
7.
Предупредить асоциальное поведение обучающихся.
8.
Вовлечь в объединения дополнительного образования подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
9.
Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить
использование инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного
образования в школе.
С учётом возрастных, психологических особенностей, обучающихся на
каждом этапе обучения, меняются задачи дополнительного образования:
I.
Ступень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их
общих и специальных способностей, создание условий для последующего
выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II.
Ступень (основная школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Ступень (средняя школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной
области, создание условий для самореализации, самоопределения
личности, её профориентации.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 18 лет), при
любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в
интересующее
его
направление
деятельности.
Дополнительно
образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу
существенным фактором непрерывного образования личности.
4.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. КАДРОВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СОСТАВ. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ.
Пространство
внеклассной
и
внеурочной
деятельности,
дополнительного образования предоставляет широкие возможности всем
учащимся для реализации и развития способностей и талантов –
интеллектуальных, спортивных, творческих, а также развития ряда важных
социальных навыков, таких как, гражданская позиция, ответственность,
умение работать в команде, общаться, умение ставить цели и добиваться
результата.
8
Кадровое обеспечение дополнительного образования детей:
Образовательный процесс в дополнительном образовании школы
обеспечивают 7 педагогов:
№
п/п
1
Образовательная
программа
ШСК «Футбол»
ФИО педагога
Должность
Аксаментовский Я.А.
2
ШСК «Спортивные игры»
Аксаментовский Я.А.
3
Школьное
объединение Аксаментовский Я.А.
«Юнармия»
Кружок
«Волонтёрская Семёнова Е.А.
деятельность в России»
Горваль И.С.
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
Учитель физической
культуры
Учитель английского
языка, Советник по
воспитанию
Учитель английского
языка
Учитель
русского
языка и литературы
ЗДУВР,
учитель
английского языка
Учитель химии
Горваль И.С.
Горваль И.С.
Учитель химии
Учитель химии
Секретарь В.А.
Учитель
истории,
обществознания
4
5
Школьный киноклуб «К
знаниям через творчество!»
6
Школьный
медиаклуб
«Школьная семья»
7
Школьный
театр
«Волшебная флейта»
8
Кружок «IT – технологии»
(Точка роста)
9
Кружок «Химия»
10
Робототехника
(Точка
роста)
11
Кружок
«Хранители
памяти»
ИТОГО:
7 человек
Чабанова С.Н.
Ткачук Н. С.
Абкелямова Э.Д.
Общеобразовательное учреждение обладает материально-технической
базой для дополнительного образования обучающихся. Занятия в
объединениях дополнительного образования ведутся в учебных кабинетах
общего образования, актовом зале, спортивном зале и в приспособленных
помещениях. В школе имеется материальная база для занятий
робототехникой, занятий спортом. Имеется в наличии актовый зал,
оборудованный современной техникой для проведения занятий
театральных кружков, внеклассных мероприятий; библиотека; школьный
музей; спортивный зал, стадион и спортивно-игровые площадки.
Воспитанию, развитию и социализации обучающихся благоприятствует
школьная среда. В школе организованы следующие подпространства:
холл школы содержит информацию для родителей, касающуюся
Устава школы, режимных моментов школы, информацию о
дополнительном образовании в школе и вне ее, связи школы с
социальными партнерами;
9
в рекреации 1 и 2 этажей имеются стенды, позволяющие изучать
символы российской государственности и символы родного края;
общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю,
культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов школы; рекреация второго этажа используется для организации выставок, а также
позволяет учащимся: осваивать культуру общения и взаимодействия с
другими учащимися и педагогами, ценности здорового образа жизни,
проводить подвижные игры, линейки по параллелям; - в актовом зале
школы проводятся конкурсы, концертные программы, посвященные
знаменательным датам; родительские собрания; организация и проведение
традиционных школьных дел и праздников.
5.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1
Главной специфической чертой развития дополнительного образования
в школе должна быть опора на содержание основного образования.
Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
•
целостность всей образовательной системы школы со всем её
многообразием;
•
определённую стабильность и постоянное развитие;
•
необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и
развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовнонравственных качеств, социальной активности;
•
сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий;
•
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;
•
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение
новых людей, готовых работать с детьми.
6.
ПЕРСПЕКТИВА
РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Перспективой развития дополнительного образования в МБОУ
Первомайская школа №1 является:
расширение спектра услуг дополнительного образования и
интеграция общего и дополнительного образования;
–
развитие маркетинговой деятельности: изучение и формирование
социального заказа на образование, механизмов формирования заказа,
рекламы деятельности, разработка предложений и т.д., что в свою очередь
10
позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать
личностные результаты образования;
изменение позиции педагога дополнительного образования и
школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса,
больше внимания уделять технологиям интеграции;
улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления
качественной реализации программ дополнительного образования и
внеурочной деятельности;
–
организация методического сопровождения педагогов по вопросам
организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и
дополнительного образования: методические объединения, семинары,
практикумы, мастер-классы и т.д.
7.
МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1.
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе
выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе
интеграции общего, дополнительного и профессионального образования,
соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального
заказа).
В данный момент в МБОУ Первомайская школа №1 реализуется
следующая модель интеграции: «Урок – занятия объединений
дополнительного образования детей – воспитательная деятельность –
внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер
общего образования реализуется через осуществление межпредметных
связей, включение в образовательные занятия элементов досуговой
деятельности, реализацию проектов по воспитанию и дополнительному
образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это
макросоциум, который влияет на образование ребёнка – учреждения
образования и культуры Первомайского района, которые предлагают свои
образовательные услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного
образования детей и подростков и, конечно же, положительно влияя на
рост личности во всех её проявлениях.
Внеурочная занятость детей МБОУ Первомайская школа №1 в кружках
дополнительного образования в 2024-2025 учебном году (по данным на
02.09.2024)
11
3
12
1
3
2
3
6
1
2
1
1
3
15
1
15
10
10
4
1
7
3
45
8
1
1
7
3
10
10
1
2
1
1
2
3
1
2
1
1
15
Хранител
и памяти
Робототех
ника
Химия
ITтехнологи
и
Театр
Медиаклу
б
Киноклуб
5
9
Юнармия
7
Волонтерс
тво
Спортивн
ые игры
Всего
уч-ся
19
23
24
21
26
29
20
23
17
19
19
19
259
Футбол
Класс
5-А
5-Б
6-А
6-Б
7-А
7-Б
8-А
8-Б
9-А
9-Б
10
11
Всего
5
1
6
3
10
1
2
6
6
7
8
30
5
5
7
8
30
10
10
8.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В
МБОУ
ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1
Виды детских объединений по интересам.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании
осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это
кружки, секции, группы, клубы, центры и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является
их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими
интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной
программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности
детей практически в любом из видов детских объединений. В них могут
заниматься дети от 7 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной
или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1
сентября и заканчивается 26 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
•
проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся;
•
продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.;
•
проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий
с целью профориентации подростков.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Каждый
обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий
12
более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется.
Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного
профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не
более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут
проводиться в любой день рабочей недели, кроме субботы и воскресенья.
Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного
образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа, при
двухчасовом занятии предусмотрен перерыв 15 минут.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или
всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься
обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет.
Численный состав детских объединений определяется Уставом школы,
учебным планом и, соответственно, программой педагога в зависимости от
возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной
группы, но не менее 10 человек.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из
педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со
всем составом коллектива, по группам и индивидуально; может вести
индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в
объединениях дополнительного образования не должна превышать: в
учебные дни – 1,5 часа; в каникулярные дни – 3 часа. После 30-40 мин.
занятий необходимо устраивать перерыв длительностью 15 минут для
отдыха детей и проветривания помещений.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо
оговаривается в программе педагога. Особое внимание обращается на то,
чтобы заканчивались занятия в системе дополнительного образования
детей не позднее 20.00 час. Нарушение СанПин влечет дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность.
Цели, задачи и содержание деятельности объединений определяются на
основе
примерных
образовательных
программ,
предложенных
Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного
образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется
педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь
период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений
и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа учащихся в объединениях строится на принципах сотрудничества и
самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
13
9.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1.
Дополнительное образование действует в целях формирования единого
образовательно-воспитательного пространства для реализации процесса
становления личности в разнообразных развивающих средах и
организуется на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и
объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных
возможностей каждого обучающегося.
Карта отслеживания развития образовательных направленностей
Направленность
Количество
объединений
3
1
4
2
1
11
Техническая (Точка роста)
Туристко- краеведческая
Социально-гуманитарная
Школьный спортивный клуб
Художественная
ИТОГО:
№
Наименование
объединения
Кол- во
часов
в неделю
2024-2025
учебный год
Количество
участников
70
10
75
30
15
200
Кол-во
Возрастная
обучающихс категория
я
Количество
педагогов
1
1
4
1
1
8
Ф.И.О.
руководителя
I. Школьный спортивный клуб
1
«Футбол»
1
2
«Спортивные игры»
1
15
30
11-18
Аксаментовский Я.А.
11-17
Аксаментовский Я.А.
II. Социально-гуманитарная направленность
1
Кружок
«Волонтёрская
деятельность в
России»
1
2
Школьное
объединение
«Юнармия»
6
3
Школьный киноклуб
«К знаниям через
творчество»
1
10
45
10
14
15-18
Семёнова Е.А.
10-17
Аксаментовский Я.А.
11-18
Чабанова С.Н.
4
Школьный
медиаклуб
«Школьная семья»
1
10
11-18
Ткачук Н.С.
III. Художественная направленность
1
Школьный театр
«Волшебная флейта»
1
15
12-18
Абкелямова Э.Д.
IV. Техническая направленность (Точка роста)
1
Кружок «ITтехнологии»
1
(Точка роста)
2
Кружок «Химия»
8
3
Кружок
«Робототехника»
(Точка роста»
8
10
30
30
12-17
Горваль И.С.
11-17
Горваль И.С.
10-18
Горваль И.С.
V. Туристско-краеведческая направленность
1
Кружок «Хранители
памяти»
1
10
11-17
Секретарь В.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Закон «Об образовании в РФ» предопределяет необходимость и
обязательность учебного плана в качестве нормативно-регулирующего
средства деятельности всех типов и видов учреждений образования. Закон
предоставляет право самостоятельного выбора формы учебного плана в
соответствии с целями, концепцией, содержанием образовательных
программ. Школа имеет право осуществлять образовательную
деятельность по ряду дополнительных образовательных программ. С
учётом всех вышеуказанных факторов составлен учебный план школы по
дополнительному образованию.
15
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ В МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1 НА 2024-2025
УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется
согласно расписанию занятий.
Расписание занятий – нормативный, управленческий документ,
регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий
реализацию учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами:
«Типовым положением об учреждении дополнительного образования
детей», Уставом школы, учебным планом, рабочими программами
педагогов дополнительного образования. При составлении расписания
учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст
обучающихся, год занятий по программе. В расписании указываются:
ФИО педагога, его нагрузка в неделю, название объединения, время и
продолжительность занятий, место проведения, возраст детей.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования
детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной
нагрузкой к обязательной учебной программе. Продолжительность занятий
и их количество в неделю определяются образовательной программой
педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности
детей в образовательном учреждении. Каждый обучающийся школы имеет
право заниматься в объединениях разной направленности, а
также
изменять направления обучения.
16
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1 НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа педагога дополнительного образования детей —
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание
изучения курса дополнительного образования, основывающийся на
государственном образовательном стандарте, примерной или авторской
(экспериментальной) программе дополнительного образования.
Целью разработки Программы является сохранение единого
образовательного пространства школы и предоставление широких
возможностей для реализации различных технологий, подходов к
построению учебного курса, предмета, дисциплины. Программа
разрабатывается на основе примерных (типовых), модифицированных
(адаптированных),
экспериментальных,
авторских,
комплексных,
интегрированных, модульных и других дополнительных образовательных
программах по направлениям и видам деятельности.
Программа разрабатывается педагогом или группой педагогов,
утверждается приказом директора.
Общеразвивающие дополнительные программы должны отражать:
• актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых
проблем для внешкольного образования);
• реалистичность (определяет цели, способы их достижения и
имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного
результата);
• целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
•контролируемость (наличие способа проверки реально полученных
результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
•преемственность
и
согласованность
ее
содержания
с
образовательными программами общеобразовательной школы;
•практическая значимость, технологичность (доступность для
использования в педагогической практике).
Содержание программы должно соответствовать:
• Достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно - национальным особенностям регионов;
- Направленностям дополнительных образовательных программ:
школьному спортивному клубу, художественной, технической,
туристско-краеведческой, социально - гуманитарной.
• Современным образовательным технологиям.
Содержание рабочей программы должно быть направлено на:
•Создание условий для развития личности обучающегося;
• Развитие мотивации личности обучающегося к познанию и
17
творчеству;
•Обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;
•Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
•Профилактику асоциального поведения;
•Создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося;
• Укрепление психического и физического здоровья;
• Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи.
Требования к дополнительным общеразвивающим программа
определены соответствующим локальным актом.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного
образования, педагоги должны ориентироваться на «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей».
Направленности дополнительного образования школы
Содержанием дополнительного образования детей является
совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности
детей осуществляемой в рамках программ:
художественной,
физкультурно-спортивной, технической, ,
туристско-краеведческой,
социально - гуманитарной направленностей.
Художественная направленность
Программа
художественной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентирована на развитие творческих
способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу
духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой
личности, получению учащимися основ будущего профессионального
образования.
Основной целью данного направления является: раскрытие
творческих способностей обучающихся, нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребёнка.
Физкультурно-спортивная направленность
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе
дополнительного
образования
ориентированы
на
физическое
совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни,
воспитание спортивного резерва нации.
Физкультурно-спортивная направленность включает следующие
группы программ: футбол, волейбол, лёгкая атлетика.
Техническая направленность
Техническая направленность ориентирована на развитие у учащихся
технических и научных способностей, целенаправленную организацию
научно-исследовательской деятельности, имеющую большое значение для
научно-технического и социально-экономического потенциала общества и
государства.
18
Туристско-краеведческая направленность
Программа туристско- краеведческой направленности в системе
дополнительного образования ориентирована на познание истории нашей
Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, является
источником социального, личностного и духовного развития учащихся.
Социально-гуманитарная направленность
Программы социально-гуманитарной направленности дополнительного
образования нацелены
на формирование социальной адаптации,
творческое развитие, профессиональную ориентацию детей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА.
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться
по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах
образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах,
смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению
грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие
результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и
призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных
результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка,
поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он
носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем
не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей,
причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу.
Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования
детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей
определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по
двум группам показателей:
•
предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе
освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания,
умения, навыки);
•
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка
под влиянием занятий в данном кружке, студии, клубе, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями,
поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В
частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими
19
собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост
своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие,
выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита
творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика,
зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна
детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них
страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию
неудачника, не способного достичь определенного успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех
возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение
жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и
ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать
ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя.
Достаточно выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения
ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях,
причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на
поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего
образования, дополнительное образование не имеет фиксированных
сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в
принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от
одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь
и даже определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный
процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного
образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает
возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и
развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить
дополнительные возможности для духовного, интеллектуального,
физического развития, удовлетворению творческих и образовательных
потребностей современного человека.
20