РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Киноклуб» реализуется в рамках социально-гуманитарной
направленности. Программа предполагает обучение детей 11-18 лет.
Программа составлена в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020
года);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г.№ 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г.№ 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальные проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015г. № 996-р;
7. Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07 декабря 2018г. № 3;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
2
от 29 мая 2015 г. № 996-р;
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
16. Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» № 131ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года (с изменениями на 10 сентября 2019 года);
17. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Первомайская школа №1 Первомайского района Республики Крым».
18. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Первомайская школа №1 Республики Крым».
Актуальность программы: Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель
современного отечественного образования как одну из приоритетных задач
общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития и краеведения способствует формированию этих
качеств у современных подростков.
Новизна программы основана на комплексном подходе в подготовке
обучающихся к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых
квалифицированным музейным кадрам. Обучающиеся осваивают основы
музейного дела, знакомятся с экскурсоводческой деятельностью, правилами
этикета, грамотной и культурной речи, основами исследовательской работы,
основами формирования музейных фондов и экспозиций.
Отличительными особенностями данной программы является что,
предполагает организацию деятельности обучающихся от простого
собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов
3
и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ экскурсионной музейной работы.
- основные идеи программы: в условиях партнерского общения обучающихся
и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются
реальные
возможности
для
самоопределения,
самоутверждения,
самореализации подростков;
- соответствие программы социальному заказу общества, государства:
формирование устойчивого интереса к истории страны, региона, воспитание
гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к
культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект
программы; соответствие ценностям воспитательной системы школы, учета
сложившихся традиций и системы работы школьного комплекснокраеведческого музея;
- инновационность
программы заключается в
реализации
принципа
продуктивности: дети и взрослые в процессе совместной деятельности
производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий,
исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что при
ее реализации школьный музей становится важным компонентом в
образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным
центром, способствующим формированию исторического и гражданского
сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к
людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной
деятельности–исследовательской,
источниковедческой,
поисковой,
литературоведческой, музееведческой.
Адресат программы: программа кружка ориентирована на работу с
обучающимися 7-9 классов, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения.
Объем и срок освоения программы: объем программы – 34 часа, срок
реализации - 1 год.
Уровень программы: данная программа ознакомительного (стартового)
уровня предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материал.
Формы обучения. Образовательный процесс по программе «производится
очно, в случае необходимости темы занятий могут быть реализованы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом в
объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся
(одновозрастные и разновозрастные), являющиеся основным составом
4
объединения (кружка «Школьный музей»); состав группы постоянный;
занятия групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием
программы
и
могут
предусматривать
поисковую
деятельность,
экскурсионную деятельность, практические и исследовательские дела,
оформительскую деятельность.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие длится 1
академический час (1 академический час – 45 мин). Занятия проводятся с
учетом возрастных и психологических особенностей детей на основе
дифференцированного подхода.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование интереса учащихся к миру кино и литературы,
расширение их кругозора, общей и эстетической культуры, способствование
развитию
критического
мышления,
становлению
устойчивых
культурологических, литературных и зрительских интересов в области
содержания кинематографа и литературы.
Задачи:
•
ознакомить обучающихся с основными этапами развития российского
кинопроцесса, с жанровым и стилистическим многообразием современного
кинематографа;
•
приобщить обучающихся к духовно-нравственным базовым ценностям
культурного и литературного наследия;
•
воспитать культуру обучающихся за счет приобщения к классике
российского кинематографа и русской литературы;
•
создать условия для формирования у обучающихся основных навыков
грамотной зрительской и читательской культуры;
•
формировать
потребности
в
постоянном
повышении
информированности;
•
воспитать любовь и уважение к школе, региону, стране;
•
формировать личную позицию; воспитать общественную активность;
•
воспитать сознательное отношение к народному достоянию, чувство
ответственности, уважение к народным традициям и культуре, толерантное
отношение к культуре и традициям других народов;
•
развивать у обучающихся навыки литературного рецензирования, на их
основе формировать умения и навыки написания собственных текстов;
•
формировать навыки чтения драматического произведения, уметь
отличать драматическое произведение от сценария, развивать навыки
видения замыслов драматурга и режиссера, сравнивать продукты творчества
в разных видах искусства;
•
совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;
5
•
создать условия для оптимальной социальной и
самореализации личности, интеллектуального и мыслительного
совершенствования;
творческой
•
способствовать формированию у обучающихся элементарных умений,
необходимых им в учебной и повседневной жизни.
2. Общая характеристика курса
В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют
средства массовой информации (СМИ). СМИ стали возможностью для
знакомства с другим миром, средством воздействия на жизненные идеалы и
ценности подростков, формирования способов видения мира, восприятия
других людей и отношения к обществу. Поэтому важно научить
обучающихся критически воспринимать информацию. Современная
киноиндустрия, в основном, ориентирована на развлечение, образовательные
и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем.
Актуальность данной программы обосновывается общим состоянием
художественноэстетического образования и воспитания в школе, где
обучающихся не знакомят с искусством кино, или просмотр экранизацией
произведений русской классической литературы становится заменой чтению
литературных текстов. Предлагаемая программа способствует эффективной
воспитательной работе с обучающимися, развивает их культуру, расширяет
список литературных произведений, с которыми обучающиеся знакомятся
при прохождении образовательной программы по учебному курсу
«Литература». Данная программа рассчитана на продвижение качественного
содержательного продукта, а именно художественного и документального
кинематографа, способного не только заинтересовать обучающихся своей
проблематикой, но и способствующего развитию критического мышления.
Данная программа поможет научить обучающихся мыслить, рассуждать.
Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф
оказывает воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его
эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако в школьных
программах предметов художественно-эстетического цикла и гуманитарных
наук искусству кино не уделяется внимания. В результате личностный опыт
общения молодого человека с миром кино складывается вне стен
образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных
факторов, поэтому важным становится сообщение обучающимся
определённого минимума сведений о кино, а также знакомство их с
шедеврами мирового и российского кинематографа. Также значимо создание
условий для формирования у обучающихся критического мышления и
широкого спектра умений и навыков, относящихся к сфере общей
коммуникативной культуры. Воспитательный аспект может также
предусматривать формирование качеств толерантной личности.
При максимальном раскрытии всех своих потенциальных
возможностей,
«Киноклуб»
может
трансформироваться
в
6
полифункциональное объединение, основными формами работы которого
будут являться не только просмотры и обсуждения фильмов, но и дискуссии
по разным проблемам, научно-исследовательская деятельность. «Киноклуб»
может способствовать и более успешной реализации образовательных
программ по целому ряду школьных дисциплин гуманитарного и
естественнонаучного циклов. С этой целью в программу деятельности
«Киноклуба» могут быть включены просмотры и обсуждения экранизаций
литературных произведений, художественных фильмов исторического
содержания, документальных и научно-популярных фильмов. Бурное
развитие мультимедиа открывает новые перспективы для этого направления
внеклассной досуговой деятельности: появление в школе медиатек
(медиацентров) для обучающихся и преподавателей позволяет использовать
в учебно-воспитательном процессе возможности не только кинематографа,
но и телевидения, любительской фото и видеосъёмки.
Программа «Киноклуб» разработана автором на основе программы
внеурочной
деятельности,
размещенной
по адресам:
http://kyzki.do.am/KTP/vneurochka_kinoklub.docx
и
https://drive.google.com/file/d/0B1_pWCDCcXaiWlo4dWVIS3hUeUE/view.
3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном
плане
Срок реализации данной программы – один год, 34 часа в год.
Режим и формы занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с
соблюдением норм, установленных СанПиН.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических ценностных ориентаций;
2) формирование характеристик культурно развитой, толерантной,
умеющей видеть прекрасное вокруг, желающей гармонично
развиваться личности;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной своей роли, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11)
понимание значения трудовой и культурной деятельности для
личности и для общества;
12)
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
13)
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
14)
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,
любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в культурной и познавательной
деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
8
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение организовывать деловое сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
8) способность к осуществлению логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
9) умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий;
10)
знание ряда ключевых понятий об основных культурных
объектах; умение объяснять явления культуры (кино, литературы) с
опорой на эти понятия.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1) понимание специфики искусства литературы и кинематографии,
средств искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) обеспечение
культурной
самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа, мировой культуры;
3) развитие способности понимать литературные произведения;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего
характера,
участвовать
в
обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа. Конкурс: создание
логотипа киноклуба «Придумай название киноклуба». (1 час)
Из истории кино. (5 часов)
Теория 3 часа. Жизнь до кино. Появление кино и мультипликации.
Зарубежное кино и мультфильмы. Отечественное кино и мультфильмы.
9
Практика 2 часа. Заочное путешествие по киностудии. Просмотр первых и
ранних кинолент, мультфильмов. Круглый стол по впечатлениям, мнениям о
просмотренном, обсуждение различий, особенностей, сходных черт.
Современный этап создания кино. (4 часа)
Теория 2 час. Крупные компании, создающие киноленты, мультфильмы:
зарубежные, отечественные.
Практика 2 час. Сравнение фрагментов первого этапа становления кино и
современного этапа. Обсуждение. Просмотр современных кинолент,
мультсериалов. Обсуждение.
Как делается кино. (2 час)
Теория 1 час. Как создается кино. Как создаются мультфильмы.
Практика 1 час. Просмотр фрагментов о создании кино и мультфильмов.
Знакомство с шедеврами кино и мультипликации, экранизации (20 ч.)
Теория 2 часа. Представление фильма, мультфильма. Рассказ о времени
появления. Инструктаж по просмотру. Объяснение правил ведения дневника
(по договоренности с обучающимися). Объяснение правил представления и
выбора киноленты, мультфильма.
Практика 18 часов. Обучающиеся выбирают фильм для просмотра.
Выступают с защитой в пользу своего выбора. После просмотра фрагментов,
короткометражного или полнометражного кинофильма, мультфильма идет
обсуждение: о чем кино, что скрыто, что явно, что понравилось, что не
понравилось, игра актеров и т.д. Итог обсуждения - осмысление увиденного.
Возможные формы: конференции, встречи, посвященные творчеству
понравившегося режиссера, киноактера или обсуждение фильма, посещения
кинотеатров, кинопоказов, выставок. В ходе работы готовится фильмотека с
описанием кинолент, передач и мультфильмов. Киновикторина "В одном
жанре - непохожие фильмы" (разноликая комедия, разная сказка), "Одна
тема в разных жанрах", "Об одном по-разному" (о похожем разные
режиссеры, об одном и том же - разные режиссеры).
Мультипликационный и кукольный фильм, его особенности и язык.
Обсуждение
фильмов.
Выставка
рисунков
по
любимым
мультипликационным фильмам. Написание сценариев-заявок продолжения
любимого мультипликационного фильма.
Фильмы-сказки, их особенности, язык фильмов-сказок, их
поэтичность. Глубина и поэтичность изображения волшебных событий в
фильмах-сказках. Реальные и фантастические события в этих картинах.
Лучшие фильмы-сказки советского кино.
Фильмы о сверстниках и школе. Приключенческий и детективный
фильм, особенности их построения и создания образа-характера.
Исторический фильм. Особенности воссоздания эпохи, событий, характера.
10
Дискуссия по фильмам, рецензирование картин, знакомство с
рецензиями на приключенческие и детективные фильмы журналов
"Искусство кино" и "Советский экран".
Заключительное занятие (2 часа).
Подведение итогов. Анализ работы. Защита эссе, проекта, реферата,
проведение кинопоказа, сдача кино-дневника, оформление киноархива.
Учебно-тематический план:
Темы
Теория Практика
Всего часов
Вводное занятие.
0,5
0,5
1
Из истории кино
3
2
5
Современный этап становления кино
2
2
4
Как делается кино
1
1
2
Знакомство с шедеврами кино и
мультипликации, экранизации.
2
18
20
2
2
25,5
34
Итоговое занятие
Итого
8,5
11
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Заня Дата Дата
Тема
КолВиды
Результаты деятельности
(План)
(Факт)
-тие
во деятельности Метапредметные
Предметные
Личностные
часов
1
Вводное
занятие
1
Беседа
2
Из истории
кино
5
Лекция и
беседа
Заочная
экскурсия
Просмотр
мультфильма
Обсуждение
Современный
этап создания
кино
4
Лекция и
беседа
Заочная
экскурсия
3
4
5
6
7
8
9
Перерабатывают
полученную
информацию.
Выделяют и
формулируют
познавательную
цель, проблему.
Самостоятельно
формулируют
познавательную
цель и
Создают
развёрнутые
высказывания
аналитического и
интерпретирующего
характера,
участвовать в
обсуждении
прочитанного,
сознательно
планировать своё
досуговое чтение;
Освоение
личностного
смысла
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств.
Развитие
этических и
эстетических
чувств.
Примечание
10
11
Как
2
12
делаетс
я кино
13
Знакомство с
2
шедеврами
кино
и
14
мультипликац
ии,
экранизации
Просмотр
строят свои
мультфильма действия.
Обсуждение Используют
адекватные
языковые
Беседа
средства для
отображения
Просмотр
своих чувств,
Обсуждение мыслей и
побуждений
Уметь
Лекция и
формулировать
беседа
собственную
точку зрения,
Просмотр
доказывать и
Работа в
отстаивать ее.
группе
Планируют свое
время и
Учебный
спор
1517
1820
Просмотр
кинофильма
(1)
Обсуждение
6
Просмотр
Понимают
литературные
художественные
произведения
Умеют
квалифицированно
читать литературный
текст,
интерпретировать и
сравнивать его с
другими видами
искусства;
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств.
Развитие
этических и
эстетических
чувств Развитие
навыков
сотрудничества.
Обсуждение
Игра
Диспут
13
2123
2426
2729
3032
Просмотр
кинофильма
(2)
Обсуждение
Просмотр
кинофильма
(3)
6
деятельность.
Умение
оценивать
себя и других
6
Обсуждение
33
34
Итоговое
занятие
2
Беседа
Игра
Создают
развёрнутые
высказывания
аналитического и
интерпретирующего
характера,
участвовать в
обсуждении
прочитанного,
сознательно
планировать своё
досуговое чтение;
Понимают
литературные
произведения
Развитие
толерантности
.
Формирование
навыков
самопознания,
стремления к
самосовершен
ствованию.
Освоение
личностного
смысла
14
7. Описание учебно-методического и материальнотехнического
обеспечения образовательного процесса
Оборудование: компьютеры, принтер, сканер, экран, проектор, DVD –
диски, звуковые колонки
Материалы: бумага, тетради, блокноты
Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, мелки
Список литературы:
1) Агеева, И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино [Текст]:
методическое пособие (Игровые методы обучения). / И.Д. Агеева. Москва: Издательство «Сфера», 2006. - 240 с.
2) Бейли, К. Кино: Фильмы, ставшие событиями [Текст] / К. Бейли; пер.
В.М. Кислов, Н.М. Фарфель - Санкт-Петербург: Издательство
Академический проект, 1998. - 397 с.: ил. - (Компактэнциклопедия).
3) Гинзбург, С.С. Кинематография дореволюционной России [Текст] / С.С.
Гинзбург. (Кабинет визуальной антропологии). - Москва: Аграф, 2007. 496 с.: ил.
4) Кокарев, И.Е. Кино как бизнес и политика [Текст]: современная
киноиндустрия США и России / И.Е. Кокарев. - Москва: Издательство
Аспект-Пресс, 2009. - 344 с.
5) Мастера литературы, театра и кино [Текст] / сост. Н.Б. Сергеева.
(Великие россияне). - Москва: Издательство Вече, 2006. - 400 с.: ил. 6)
Мировая художественная культура [Текст]: ХХ век. Кино, театр, музыка /
Л.М. Баженова [и др.]. – Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2009. - 432
с. : ил.
7) Мусский, И.А. Сто великих отечественных кинофильмов [Текст] / И.А.
Мусский. (100 великих). - Москва: Издательство Вече, 2006. - 480
с.: ил.
8) Песни из кинофильмов [Текст]: популярные песни в переложении для
фортепиано и гитары с голосом / сост. В.М. Катанский. - Москва:
Издательство В. Катанского, 2005. - 32 с.
9) Профессия - продюсер кино и телевидения [Текст]: практические
подходы: учеб. для вузов / ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчиков.
(Медиа-образование). - Москва: Издательство ЮНИТИ, 2010. - 711 с.
10)
Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино... о войне [Текст] / Ф. И.
Раззаков. - Москва: Издательство «Алгоритм», 2005. - 480 с.: ил.
16
11)
12)
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр.
Кино (книга с аудиоприложением). - Москва: Издательство ЗАО
«Дом Книги, Аванта+"», 2000.
Я познаю мир: Кино [Текст]: дет. энциклопедия / сост. Ю.А.
Белоусов. - Москва: Издательство «Астрель», 2000. - 432 с. : ил.
Интернет-издания, ссылки:
• http://www.kinopoisk.ru/
• http://www.kino-teatr.ru/
• http://www.kinomania.ru/
• http://semidnevka.ru/events/kino
• http://www.eisenstein.ru/
• http://www.disney.ru/
• https://www.youtube.com/
•
8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной
деятельности
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По окончании обучения учащиеся должны будут знать:
особенности становления кинематографа,
•
основную терминологию искусства кинематографа (минимум),
•
особенности
жанров
кинематографа (документальное,
научное, художественное),
«Золотой фонд» кинематографа и литературы.
•
По окончании обучения школьники получат навыки:
•
давать устный отзыв о литературном произведении, кинофильме, игре
актёров,
•
создавать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях;
•
пользоваться
интернет-ресурсами,
справочной
литературой,
кинословарями, мультимедийными программами справочного характера;
•
работать в группе различной наполненности (пара, мини-группа,
группа),
•
грамотно обсуждать литературные
произведения, фильмы,
дискутировать,
•
высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной
компетенции,
•
определять замысел, идейную или литературную основы,
17
•
определять особенности драматургии кинопроизведения,
•
высказывать суждение об эстетической ценности кинофильма;
•
делать
выделять
смысловой,
жанровый анализ
кинофильма,
стилистические особенности кинопроизведения;
•
сравнивать разные виды искусства: литературное произведение и
кинофильм;
•
ставить себя на место персонажей, других людей;
•
работы с драматическим текстом.
Оценка знаний и умений: обучающихся проводится в форме
творческих работ и устных высказываний.
Способы определения результативности: проведение «мозгового
штурма», круглых столов, семинаров, экскурсий, бесед, творческих работ.
Возможно использование следующих методов отслеживания
результативности:
•
педагогическое наблюдение,
•
педагогический анализ результатов анкетирования, взаимозачётов,
опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия
обучающихся в мероприятиях (викторинах, соревнованиях, спектаклях),
защиты проектов, решения задач поискового характера, активности на
занятиях и т.п.,
•
мониторинг
(диагностика
личностного
роста
и
продвижения, педагогические отзывы, ведение журнала учета или
педагогического дневника, самооценка воспитанника, ведение творческого
дневника обучающегося, оформление фотоотчётов).
Форма подведения итогов реализации программы: опросы, игры,
эссе, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих
работ, коллективный анализ работ, самоанализ, выставки, конкурсы,
кинопоказы.
Приложение 1
Список «100 фильмов»,
предложенный Министерством культуры РФ1:
1. А если это любовь? – Ю. Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие – С. Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В. Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р. Быков, 1966
18
5. Александр Невский – С. Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А. Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я. Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г. Чухрай, 1959
9. Бег – А. Алов, В. Наумов, 1970
10.Белеет парус одинокий – В. Легошин, 1937
11.Белое солнце пустыни – В. Мотыль, 1969
12.Белорусский вокзал – А. Смирнов, 1970
13.Берегись автомобиля – Э. Рязанов, 1966
14.Бесприданница – Я. Протазанов, 1936
1
Проект «Список 100 фильмов, предложенный Министерством культуры РФ». [Электронный ресурс].
URL:
http://www.gazeta.ru/culture/2013/01/11/a_4920217.shtml?p=incut&number=1
(Дата
посещения:
16.08.2015).
15.Бриллиантовая рука – Л. Гайдай, 1968
16.Броненосец «Потемкин» - С. Эйзенштейн, 1925
17.В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1973
18.В огне брода нет – Г. Панфилов, 1968
19.Веселые ребята – Г. Александров, 1934
20.Внимание, черепаха! – Р. Быков, 1969
21.Война и мир – С. Бондарчук, 1965-1967
22.Волга-Волга – Г. Александров. 1938
23.Восхождение – Л. Шепитько, 1976
24.Гамлет – Г. Козинцев, 1964
25.Дама с собачкой – И. Хейфиц, 1960
26.Дворянское гнездо – А. Кончаловский, 1969
27.Девять дней одного года – М. Ромм, 1961
28.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э. Климов, 1964
29.Доживем до понедельника – С. Ростоцкий, 1968
30.Друг мой, Колька! – А. Салтыков, А. Митта, 1961
19
31.Дядя Ваня – А. Кончаловский, 1977
32.Ёжик в тумане – Ю. Норштейн, 1975
33.Живые и мертвые – А. Столпер, 1963
34.Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М. Хуциев, 1964
35.Звезда – А. Иванов, 1949
36.Земля – А. Довженко, 1930
37.Зеркало – А. Тарковский, 1974
38.Золушка – Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
39.Иван Грозный (1-2 серии) – С. Эйзенштейн, 1944-1946
40.Иваново детство – А. Тарковский, 1962
41.Иди и смотри – Э. Климов, 1985
42.Илья Муромец – А. Птушко, 1956
43.История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.
Кончаловский, 1967
44.Калина красная – В. Шукшин, 1973
45.Ключ без права передачи – Д. Асанова, 1976
46.Королевство кривых зеркал – А. Роу, 1963
47.Красные дьяволята – И. Перестиани, 1923
48.Крылья – Л. Шепитько, 1966
49.Курьер – К. Шахназаров, 1986
50.Летят журавли – М. Калатозов, 1957
51.Маленькая Вера – В. Пичул, 1987
52.Марья-искусница – А. Роу, 1959
53.Мать – В. Пудовкин, 1926
54.Машенька – Ю. Райзман, 1942
55.Месть кинематографического оператора – В. Старевич, 1913
56.Мечта – М. Ромм, 1941
57.Молодая гвардия – С. Герасимов, 1948
20
58.Монолог – И. Авербах, 1972
59.Морозко – А. Роу, 1964
60.Начало – Г. Панфилов, 1970
61.Не горюй! – Г. Данелия, 1969
62.Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.
Кулешов, 1924
63.Неоконченная пьеса для механического пианино – Н. Михалков, 1976
64.Несколько дней из жизни И.И. Обломова – Н. Михалков, 1979
65.Неуловимые мстители – Э. Кеосаян, 1966
66.Новый Гулливер – А. Птушко, 1935
67.Обыкновенный фашизм – М. Ромм, 1966
68.Они сражались за Родину – С. Бондарчук, 1975
69.Освобождение – Ю. Озеров, 1972
70.Охота на лис – В. Абдрашитов, 1980
71.Пацаны – Д. Асанова, 1983
72.Петр Первый – В. Петров, 1937
73.Печки-лавочки – В. Шукшин, 1972
74.
Пиковая дама – Я. Протазанов, 1916
75.
Плохой хороший человек – И. Хейфиц, 1973
76.
Подвиг разведчика – Б. Барнет, 1947
77.
Покаяние – Т. Абуладзе, 1984
78.
Подранки – Н. Губенко, 1976
79.
Проверка на дорогах – А. Герман, 1972
80.
Путевка в жизнь – Н. Экк, 1931
81.
Радуга – М. Донской, 1943
82.
Республика Шкид – Г. Полока, 1966
83.
Семеро смелых – С. Герасимов, 1936
84.
Смелые люди – К. Юдин, 1950
85.
Стенька Разин (Понизовая вольница) – В. Ромашков, 1908
21
86.
Сто дней после детства – С. Соловьев, 1975
87.
Собачье сердце – В. Бортко. 1988
88.
Судьба человека – С. Бондарчук, 1959
89.
Тихий Дон – С. Герасимов, 1957-1958
90.
Утомленные солнцем – Н. Михалков, 1994
91.
Холодное лето пятьдесят третьего – А. Прошкин, 1987
92.
Чапаев – Г. Васильев, С. Васильев, 1934
93.
Человек с киноаппаратом – Д. Вертов, 1929
94.
Чужие письма – И. Авербах, 1975
95.
Чук и Гек – И. Лукинский, 1953
96.
Чучело – Р. Быков, 1983
97.
Школьный вальс – П. Любимов, 1978
98.
Щит и меч – В. Басов, 1968
99.
Юность Максима – Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г. Данелия, 1963
Приложение 2.
Раздаточный материал для работы со сказкой «Двенадцать месяцев»
Задание.
Вставьте пропущенный слова и охарактеризуйте
Королеву:
Ответьте на вопрос:
Как слова и поступки героинь характеризуют их?
Падчерицу и
22
1 картина 2 действия:
От этого жару в ..….. не
убавится.
Декабрь.
Ну,
подходи,
красавица, подходи, да смотри, как
бы не сгореть тебе. Видишь, ……. у
нас какой — так и пышет.
Падчерица. ……., дедушка. Я
близко не подойду. Я в сторонке
стану… Хорошо-то как! До чего
….... у вас легкий да жаркий! До
самого
сердца
…….
стало.
Отогрелась я.
….... вам.
Январь (вполголоса). Я ее сразу
….., как только увидел. И платочек
на ней тот же самый, ……., и
сапожонки …….., что днем на ней
были. Мы, зимние месяцы, ее
хорошо знаем. То у проруби ее
встретишь с ……., то в лесу с ……...
И всегда она …...., …...., идет себе
— поет. А нынче приуныла.
Январь. Уже полную корзину
набрала? Проворные у тебя руки.
Падчерица. Да ведь их там
видимо-невидимо…
Никогда
я
столько подснежников не видела. Да
какие все крупные, стебельки
пушистые,
точно
бархатные,
лепестки будто хрустальные. …..…
вам, хозяева, за ..….. вашу. Если бы
2 картина 1 действия:
Королева (про себя). По-миловать… Каз-нить… Лучше напишу
«……..» — это ……..
Профессор. Вы решили судьбу
человека, даже не ……..!
Королева. Еще чего! Не могу же
я …….. и ……. в одно и то же ……..
Профессор. И не надо. Сначала
надо …….., а потом ………, ваше
величество!
Королева. Вот я и хочу, чтобы
уже был ……. Я очень люблю ……..
Я их никогда не видала.
Профессор. До …….. осталось
совсем немного, ваше величество.
Всего каких-нибудь три месяца, или
……. дней…
Королева. ……! Я не могу
ждать и трех дней. Завтра
новогодний прием, и я хочу, чтобы у
меня на столе были эти — как вы их
там назвали? — ……...
Профессор. Ваше величество, но
законы природы!..
Королева (перебивая его). Я
издам …….. закон …….!
3 действие:
Королева.
Ну-ну,
дорогой
профессор, успокойтесь. Я вас
прощаю. Я слыхала где-то, что
короли иногда любят, когда им
говорят правду. А все-таки декабрь
23
не вы, не видать бы мне больше ни
солнышка,
ни
подснежников
весенних. Сколько ни проживу на
свете, а все ….... вас буду — за
каждый цветочек, за каждый
денечек!
не …… до тех пор, пока мне не ……
полной корзины ……….!
2 картина 4 действия:
Апрель. Угадала! Бери свое ..…..
Хорошо, что ты его нынче не
пожалела… Носи его, и всегда тебе
тепло и светло будет…
1 картина 4 действия:
Королева. Бери да помни: я даю
тебе его за то, что ты покажешь мне
место,
где
…....
собирала
подснежники. Да …....!
Падчерица. Тогда не надо!..
Королева. Что? Не надо тебе
колечка? Ну, так ты ....... его больше
не увидишь! Я его в воду брошу, в
прорубь! Жалко?.. ..….. скорее, где
подснежники. Раз… два… три!
Январь.
Нет,
больше
не
отнимут.
Некому
отнимать!
Поедешь ты к себе домой и будешь
полной …….. Теперь уж не ты у нас,
а мы у тебя …….. будем.
Май. Все …….. перегостим.
Королева.
Очень
хорошо.
Принесите нам всем по корзинке.
Самую большую — для моего ……..
Пускай он увидит, как в моем
климате …….. в январе ………!
24
Каждый со своим ……… придет.
2 картина 4 действия:
Сентябрь. Мы, месяцы, народ
Королева. Как же я ее ……
богатый. ……… только подарки от буду? Я еще никого никогда ни о чем
нас принимать.
не ……. А вдруг она скажет — нет?
Октябрь. Будут у тебя в саду
такие …….., такие …….. и ……..,
каких еще на свете не бывало.
Королева. Да ведь я с нее ……
сняла, ……. ее хотела, колечко ее в
……. бросила! Да и не умею я …….,
Январь. А пока вот тебе этот меня этому не ……... Я умею только
…….. Не с пустыми же руками
…….. Ведь я королева!
возвращаться тебе домой от
братьевмесяцев.
Апрель. Вот тебе …….. от
Февраль. Королева, говоришь?
Ишь ты! А это кто, учитель твой, что
……... Открывай.
ли? (Профессору). Что ж вы ее
такому простому делу не …….?
Апрель. Ну и красавица же ты! ……. умеет, а ……. не умеет!
И …….. тебе к лицу, и ……... Да и
…….. впору.
Королева. Ну, уж если на то
Февраль. Жаль только в таких
…….. по лесным тропинкам бегать, пошло, так за сегодняшний день я
через бурелом перебираться. Видно, многому ……..!
придется нам и …… тебе подарить.
Май. За …….. дело не станет.
Дам я …….. не хуже ……. ……..
мои сыты, в …… копыта, гривы
блещут ………, топнут оземь —
грянет гром.
Солдат.
Вы
бы,
ваше
величество, не ……. ей больше
никаких наград... А сказали бы
попросту:
«Подвези,
сделай
……!»…
Королева. Кажется, я поняла…
Подвези нас, …….!
Мы
очень замерзли!
Март. Только без …….. и ……..
ездить невесело. Так и быть, подарю
я тебе свои ……... Звону много — Королева. А я бы и рада ……., да не
веселей дорога!
………!
На первых занятиях школьники познакомились с историей кино,
основными его жанрами. Для просмотра школьникам были предложены
фильмы различных категорий, имеющих высокую оценку общественности и
критики (по отзывам в периодической печати и в системе Интернет):
25
рисованный мультипликационный фильм «Просто так» (режиссер С.
Аристакесова, сценарист Ж. Витензон, 1976 год, «Союзмультфильм»),
мультипликационный фильм «Ёжик в тумане» (режиссер Ю. Норштейн,
сценарист С. Козлов, 1975 год, «Союзмультфильм»), фрагменты кинофильма
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (режиссер и сценарист С.
Говорухин, 1981 год, Одесская киностудия Гостелерадио СССР).
Затем школьникам был предложен для просмотра кинофильм
«Двенадцать месяцев» (1972 г.). Школьники вспомнили, что уже смотрели
мультфильм «Двенадцать месяцев». Преподавателем была предложена для
прочтения пьеса С.Я. Маршака с тем, чтобы познакомиться с литературной
основой фильма и сопоставить с реализацией пьесы на экране.
Большая часть занятий была посвящена знакомству школьников с
текстом драматической сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев", а затем
просмотру кинофильмов по мотивам сказки. Обучающиеся сравнивали
возможности разных видов искусства, замысел автора и его реализацию, т.е.
вúдение режиссеров. В общей сложности, знакомству с пьесой С.Я. Маршака
было посвящено 7 занятий:
1. Беседа по тексту заранее прочтенной пьесы С.Я. Маршака
"Двенадцать месяцев" - 13.11.2015 г., 1 занятие.
2. Просмотр телефильма «Двенадцать месяцев» (1972 г., режиссер А.
Граник), беседа – 20.11.2015 г., 2 – 4 занятия.
3. Просмотр кинофильма «12 месяцев. Новая сказка» (2015 г., сценарий
Д. Елеонского) – 04.12.2015 г., 5 – 6 занятия.
4. Беседа по итогам знакомства с разными вариантами прочтения пьесы С.Я.
Маршака "Двенадцать месяцев" - 11.12.2015 г. – 7 занятие.
Обучающиеся с интересом прочитали пьесу С.Я. Маршака несмотря на
то, что текстов оказалось недостаточно (в библиотеке текстов пьесы
оказалось крайне мало, найти в Интернете текст не составляло труда, но
читать с экрана оказалось неудобно для школьников, распечатать текст для
всех школьников не было возможности, таким образом, с учетом текстов
преподавателя, имелось 10 текстов пьесы – 60% от необходимого
количества), в этом случае обучающимся пришлось читать текст
драматической сказки по очереди, передавая книги друг другу.
Целью разработанных занятий стало установление специфики
драматического произведения. Задачи педагога в таком случае
сформулированы следующие: развить метапредметные и личностные
компетенции, научить обучающихся основам анализа драматического
произведения, познакомить обучающихся с различными режиссерскими
решениями, развивать умение обучающихся видеть разницу между
различными видами искусства, воспитывать уважение к труду и природе. Для
26
решения указанных задач были применены приемы индивидуального
подхода, задания репродуктивной и творческой специфики.
Индивидуальный подход позволяет решать одну из важных задач
педагогики – формирование положительной Я-концепции. Для этого, в
первую очередь, необходимо видеть в каждом обучающемся уникальную
личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, а также создавать
ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. На занятиях,
на которых происходит знакомство с литературными произведениями,
возможны вопросы-завязки1, а также реферативные выступления по поводу
волнующего вопроса, различные исследовательские работы, поиск
неразрешимых вопросов в тексте художественного произведения.
Немаловажное значение во внеурочной деятельности имеет
социализация и процесс идентификации. Идентификация – это процесс
эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком,
группой, образцом. Здесь можно отметить такие задания, как написание
сочинений, письменные ответы на вопросы по произведению, которые
помогут обучающемуся найти ответы на неразрешимые для него вопросы,
анализировать поступки литературных героев: попытки объяснить слова и
поступки героев могут помочь понять их характер, последовательность сцен
– идею автора.
Методические рекомендации для проведения занятий построены с
учетом технологии развития критического мышления через чтение и письмо
и индивидуального подхода к обучению и воспитанию, а также в подготовке
были использованы рекомендации Натальи Михайловны Свириной 2.
Основная форма работы – беседа с обучающимися, по поводу которой Ю.М.
Лотман говорил, что процесс обучения ему видится такой, «в котором
классные и лекционные занятия будут перемежаться с длительными
беседами один на один у приборов, в библиотеке или просто в парке, где
учитель будет соединять в себе ученого и психолога, культуру и
порядочность»4.
Планируемый результат: личностный (интерес к происходящему,
соотнесение себя с героинями, умение оценивать себя и других),
метапредметный (регулятивные умения: работа в группе, познавательные:
Свирина, Н.М. Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока
литературы»:
лекции 1 – 4. / Н.М. Свирина. – Москва: Издательство Педагогический университет «Первое
сентября», 2010. – 56 с. – С.11.
2
Свирина, Н.М. Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока
литературы»:
лекции 1 – 4, лекции 5 - 8. / Н.М. Свирина. – Москва: Педагогический университет «Первое
4
сентября», 2010. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства
(XVIII- начало XIX века). / Ю.М. Лотман; 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург: Издательство
«Искусство-СПБ», 1999. – 415 с. – С.180.
1
27
умение сравнивать и обобщать, коммуникативные: уметь высказывать и
отстаивать свою точку зрения), предметный (уметь видеть своеобразие
драматического произведения, уметь выделять возможности разных видов
искусства).
Необходимое оборудование и материалы: техническое оборудование
для демонстрации фильмов (компьютер/ноутбук, проектор, экран, звуковые
колонки), бумага, ручки, карандаши и прочие материалы, необходимые для
записей и творческой работы.
1 занятие.
К первому занятию обучающимся даются задания, вводящие в
тематику драматической сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев":
•
подготовить сообщении об истории празднования нового года,
•
рассказать о магическом числе 12, назвать собственные ассоциации с
числом 12,
•
подобрать пословицы о труде.
Рекомендуемые источники:
1) 12 (число) [Электронный ресурс]: ВикипедиЯ. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/12_(%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%B
B%D0%BE) (дата обращения: 15.09.2015).
2) Даль, В.И. Пословицы русского народа: Сборник В.И. Даля // В.И.
Даль. – Москва: Издательство «Дрофа», 2009.
3) История нового года в России [Электронный ресурс]: Тайна имени.
Режим доступа: http://to-name.ru/historical-events/novyj-god-istoria.htm
(дата обращения: 15.09.2015).
4) Некоторые факты из истории Нового года в России [Электронный
ресурс]: ТАСС. Информационное агентство России. Режим доступа:
http://tass.ru/info/867637 (дата обращения: 15.09.2015).
5) Новый год - история праздника [Электронный ресурс]: Новогодние
подарки. Режим доступа: http://www.nygifts.ru/articles/11.html (дата
обращения: 15.09.2015).
6) Новый год: история возникновения [Электронный ресурс]: Русская
елка.
Режим
доступа:
http://www.russianelka.ru/winrus/novyijhttp://www.russianelka.ru/winrus
/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/god/istoriyavozniknoveniya-novogo-goda/ (дата обращения:
15.09.2015).
28
7)
8)
9)
10)
11)
О
празднике
Новый
год
[Электронный
ресурс]:
Учебнометодический кабинет. Режим доступа: http://pedkopilka.ru/shkolnyehttp://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/novyigod-i-rozhdestvo/o-prazdnike-novyi-god.htmlprazdniki/novyi-god-irozhdestvo/o-prazdnike-novyi-god.html
(дата
обращения:
15.09.2015).
Пословицы [Электронный ресурс]: Пословицы. Большой сборник
пословиц. Режим доступа: http://posloviz.ru/ (дата обращения:
15.09.2015).
Пословицы и поговорки по алфавиту [Электронный ресурс]:
Русские пословицы. Обширная коллекция русских пословиц.
Режим доступа: http://russkie-poslovitsi.ru/poslovitsi-i-pogovorki/poalfavitu/ (дата обращения: 15.09.2015).
Пословицы [Электронный ресурс]: Пословицы. Большой сборник
пословиц. Режим доступа: http://posloviz.ru/ (дата обращения:
15.09.2015).
Число 12 [Электронный ресурс]: Краткая энциклопедия символов.
Режим
доступа:
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D
0%BB%D0%BE_12 (дата обращения: 15.09.2015).
Так, уже на этапе введения в тему и завязки занятий реализуется
индивидуальный подход.
Обучающиеся предлагают свои материалы и делятся интересными
фактами, которые обнаружили в ходе подготовки к занятию.
Цель: изучение драматической сказки С.Я. Маршака "Двенадцать
месяцев".
Задачи:
•
познавательные УУД: получить новые знания о сказке С.Я. Маршака,
формировать умение обосновывать собственное мнение, работать с текстом,
осуществлять поиск информации, структурировать свои знания;
•
регулятивные УУД: формировать умение строить высказывание на
основе работы с текстом произведения;
•
коммуникативные УУД: формировать умения слушать других в рамках
диалога, работать
высказывание;
в
малом коллективе, оформлять
свои
мысли
в
•
предметные УУД: формировать умение сравнивать героев по их речи,
составлять словесный портрет и характеристику персонажа, выразительно
читать, анализировать драматическое произведение, понимать авторский
замысел, определять особенности драматического произведения;
29
•
личностные УУД: формировать умения высказывать собственное
отношение к персонажам, сотрудничать, выражать собственное мнение и
эмоции, оценивать поступки персонажей, осознавать чувство сопереживания,
доброго отношения к людям.
Обучающимся предлагается высказывание С.Я. Маршака о пьесе:
«Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в
труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по
воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она
поливала рассаду, и т. д.» (из письма родным 23 декабря 1942 г.).3
Обучающиеся высказывают свои мнения о том, что Маршак имел в виду,
говоря «в природе и в труде», и далее - предположения о том, как бы стала
развиваться история, если бы братьямесяцы не узнали Падчерицу.
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов: братья-месяцы помогают
Падчерице именно потому, что она им знакома и проводит жизнь в труде.
Далее беседа выстраивается с учетом вопросов:
•
Кто из людей появляется в лесу в первой картине первого действия,
зачем они пришли в лес?
•
Что делают братья-месяцы в этой картине?
•
Что общего между Падчерицей и братьями-месяцами? Почему они ее
узнали в первой картине второго действия и решили помочь?
Обучающиеся обращают внимание на то, что первыми на сцене
появляются жители леса, а затем люди, которые пришли в лес трудиться:
Солдат за елкой и Падчерица за хворостом, а также Декабрь и Январь,
которые готовятся к передаче посоха (обучающиеся замечают, что братьямесяцы трудятся, любят строгий порядок и соблюдают его).
Затем осуществляется выбор пословиц о труде (из тех пословиц,
которые подготовили обучающиеся), соответствующих, по мнению
обучающихся, замыслу автора.
Так, школьники выбрали следующие пословицы: «Без работы день
годом станет», «Без труда и отдых не сладок», «Благо людей в жизни, а
жизнь в труде», «Землю солнце красит, а человека - труд», «Кто не работает,
тот не ест», «Ученье и труд рядом живут», «Без труда не вытянешь и рыбки
из пруда».
Более подробно рассматриваются сцены изменений хода времени.
Первая такая сцена происходит тогда, когда братья-месяцы помогают
Падчерице: изменяют время для того, чтобы она смогла набрать
подснежники во 2 действии. Обучающиеся находят в тексте пьесы ответы на
вопросы:
Маршак, С. Собрание сочинений: В 8 т. / С. Маршак – Москва: Художественная литература,
19681972 гг. – Т. 2: Произведения для детей, 1968. – 600 с. – С. 587–588.
3
30
•
Как разговаривает Падчерица с братьями-месяцами? (вежливо,
обращается к ним с уважением)
•
Просит ли Падчерица братьев-месяцев о помощи? (нет, они сами
предлагают изменить время с тем, чтобы появились подснежники)
•
Как читатель узнает о том, что изменилось время? (из ремарок)
•
Как реагирует Падчерица на изменение времен года? (удивляется и не
верит своим глазам)
•
Чему учат братья-месяцы Падчерицу? (сохранить секрет)
•
Чем заканчивается картина? (месяц провожает Падчерицу, освещая
дорогу, после чего братья-месяцы «закрывают» лес, что видно из ремарок и
реплик)
Второй раз братья-месяцы изменяют течение времени тогда, когда
Королева в лесу (первая картина 4 действия) начинает командовать и
угрожать Падчерице, которую братья-месяцы снова выручают, ускоряя темп
времени и продемонстрировав все четыре времени года поочередно:
•
В какой момент начинает меняться природа в лесу? (Королева бросает
колечко Падчерицы в воду)
•
Понимает ли Королева, что изменение времени года – это не ее воля, а
самой природы? (нет, она радуется, что ее каприз исполнился)
•
Кто из всей свиты остался с Королевой, когда началась осень, а затем
снова наступила зима? (Профессор и Старый Солдат)
•
Как вы думаете почему именно они? (обучающихся предполагают, что
Солдат, верный присяге, должен остаться защищать Королеву, а Профессор
сразу говорил, что время должно идти последовательно и времена года
должны менять поочередно)
•
Что вы можете сказать о характере Королевы и Падчерицы из их
диалога? (отмечают разные черты характеров: капризная Королева требует,
приказывает, а стойкая и верная своему слову Падчерица мало, но твердо и
уверенно отвечает)
Обучающиеся сравнивают сцены, в которых Падчерица и Королева
демонстрируют свое отношение к другим, к природе, ко времени (материал
предоставляется преподавателем). Обучающиеся вставляют пропущенные
слова в реплики персонажей, по которым можно составить характеристику
героинь и сравнить их слова и поступки; размышляя, анализируя поведение
Королевы и Падчерицы, их отношения по репликам к другим людям, к
природе, к жизни, обучающиеся отмечают жизненную стойкость, знание
законов природы, трудолюбие, доброту и умение прощать Падчерицы, а
также легкомыслие, своеволие Королевы (см. Приложение 2).
•
Чему научилась и что поняла в итоге Королева? (обучающиеся
предлагают свои варианты того, как изменилась королева. В ходе
31
обсуждения следует обратить внимание на необычность героини: Королева –
нетипичный персонаж русских сказок, возраст подростка, который позволяет
предположить, что Королева изменится и станет еще мудрым правителем).
Обучающиеся делают выводы, что братья-месяцы помогают
трудолюбивым людям, знающим законы природы, умеющим гармонично
жить в мире, добрым и отзывчивым. А Королева только учится быть такой.
Далее предлагается подумать над вопросами, которые не имеют
однозначных ответов:
•
Почему Профессор и Гофмейстерина не смогли ничему научить
Королеву?
•
Почему события сказки происходят в канун нового года?
•
Почему время в лице братьев-месяцев помогают Падчерице и
наказывают Королеву?
•
Почему братья-месяцы ускоряют время до апреля и сразу его
возвращают назад для Падчерицы, а для Королевы ускоряется на целый год
вперед?
•
Братья-месяцы – это больше олицетворение самой природы или
времени?
Обучающиеся выстраивают ответ, аргументируя свое мнение
примерами из текста. При этом следует помогать обучающимся с тем, чтобы
они понимали, какое место занимает тот или иной отрывок в развитии
сюжета, видеть особенности речи персонажей, эмоциональный пафос сцены
и развитие темы.
Вспоминая знакомый мультфильм, обучающиеся рассказали с
увлечением об истории чуда, отметили близость пьесы и мультфильма
(мультфильм создавался с участием самого автора в написании сценария).
Обучающиеся обратили внимание на полное соответствие порядка сцен в
смене картин в пьесе и мультфильме, а также обозначили возможности
анимации в создании сказочного преображения природы и обрисовке
характеров персонажей: изображение братьев-месяцев соответствует
временам года (самые молодые – весенние, а зимние месяцы похожи на деда
мороза; изображается раскрытие почек и появление цветов, ягод; весной и
летом краски используются яркие, при наступлении осени появляется серый
цвет, создающий атмосферу сырости, холода, обнажённости природы;
внешнее сходство Старухи и Дочки с собаками, в которых они превратились
в конце фильма). Обучающиеся обратили внимание на то, что в мультфильме
иначе решено появление Королевы в лесу: отсутствует сцена, в которой она
интересуется работой солдат и начинает сама работать, но изображается, как
свита Королевы гонится за убегающей Падчерицей. Обучающиеся отметили,
что в мультфильме оказывается не столь важной тема труда, сколько
научение Королевы быть вежливой.
2 занятие.
32
Цель занятия: сравнение драматической сказки С.Я. Маршака
"Двенадцать месяцев" и телефильм по ее мотивам.
Задачи:
•
познавательные УУД: получить новые знания о сказке С.Я. Маршака,
формировать умение обосновывать собственное мнение, сравнивать героев
произведения, определять особенности драматического произведения;
•
регулятивные УУД: формировать умение анализировать и сравнивать;
•
коммуникативные УУД: формировать умений слушать других в рамках
диалога, оформлять свои мысли в высказывание, работать в малом
коллективе;
33
предметные УУД: формировать умение сравнивать героев по их речи,
составлять словесный портрет и характеристику персонажа, уметь
сравнивать разные виды искусства;
•
личностные УУД: формировать умение высказывать собственное
отношение к персонажам, выражать собственное мнение и эмоции,
оценивать поступки персонажей, умение сотрудничать.
Просмотр двухсерийного телевизионного фильма телефильма занял
больше двух с половиной часов, обучающимся довольно трудно было
выдержать большое количество времени у экрана, поэтому все комментарии
велись во время просмотра. Они довольно активно отмечали отдельные
несоответствия с пьесой и мультфильмом, но, с другой стороны, увидели
близость телефильма к пьесе.
•
Начальные сцены:
При просмотре начальных кадров, где изображены животные,
обучающиеся сразу отметили условность изображения событий: в сцене в
лесу, снятой документально, зайцы и волк были озвучены за кадром
человеческим голосом, когда появились люди-персонажи, действие
переместилось в павильон с искусственным снегом и деревьями,
лунойфонарем и пр.
•
Сцены с Декабрем и Январем:
Просмотр телефильма по мотивам сказки позволил показать
обучающимся возможности сцены в изображении чудесного: в образе
простых людей, обучающиеся увидели, что все действие на сцене связано с
произносимым героями словом.
•
Сцена на уроке Королевы:
Обучающиеся отметили, что пьесу читать было интересней, т.к. могли
сами себе представлять события, а в телефильме все уже решено и актеры
уже играют так, как было задумано режиссурой.
•
Сцена встречи Падчерицы с братьями-месяцами:
Обучающиеся также отметили, что двухсерийный телефильм создает
иллюзию спектакля, в котором месяц включает и выключает звезды, как
акробат под куполом цирка, проходя по проволоке.
•
Сцены с Королевой во дворце, в лесу:
На экране действуют лишь люди, кадры с натуральных съемок
включены лишь в начале фильма, далее все съемки велись в павильоне:
акценты переносятся на поведение персонажей и их взаимоотношение
между собой, персонажи сами своим поведением, интонацией, эмоциями
демонстрируют то, что в пьесе было сказано в ремарках, иллюстрирующие
перемены во времени и природе.
•
Финал телефильма:
34
Обучающиеся еще с самого начала просмотра телевизионного фильма
отметили возраст актеров, играющих главные роли (внешне актеры выглядят
на 18–20 лет). В этом случае история Падчерицы и Апреля становится
доминирующей, педагог подтвердил ближе к финалу телефильма, рассказав,
что актеры, играющие роли Падчерицы (актриса Наталья Попова) и Апреля
(актер Андрей Босов), впоследствии в реальной жизни создали семью.
3 занятие.
Цель: сравнение драматической сказки С.Я. Маршака "Двенадцать
месяцев" с кинофильмом по ее мотивам.
Задачи:
•
познавательные УУД: получить новые знания о сказке С.Я. Маршака,
формировать умение анализировать и характеризовать эмоциональные
состояния и чувства собственные и литературные героев, сравнивать героев
произведения, определять особенности драматического произведения;
•
регулятивные УУД: формировать умение строить высказывание на
основе работы с текстом произведения;
•
коммуникативные УУД: формировать умений слушать других в рамках
диалога, оформлять свои мысли в высказывание, работать в малом
коллективе; предметные УУД: формировать умение сравнивать героев по их
речи, составлять словесный портрет и характеристику персонажа, уметь
сравнивать разные виды искусства;
•
личностные УУД: формировать умение высказывать собственное
отношение к персонажам, выделять нравственный аспект поведения,
оценивать поступки персонажей, умение сотрудничать.
Просмотр современного варианта сказки «12 месяцев. Новая сказка»
(2015 г.) также занял большое количество времени, поэтому просмотр
сопровождался беседой, которая позволила обучающимся сравнить
варианты разных времен. Здесь следует признать проявленный бόльший
интерес обучающихся к современному варианту, в котором были
использованы современные технологии – специальные визуальные эффекты
и превращение истории поиска подснежников в компьютерную игру, что
стало достаточно понятным современному школьнику.
Комментарий по ходу просмотра велся самими обучающимися,
которые самостоятельно отмечали общее и различное с пьесой С.Я.
Маршака.
Обучающиеся отметили интересные для них новые повороты сюжета,
однако смешение различных жанров, предсказуемый финал, комически
изображенные персонажи с достаточно понятным характером – все это
утомило обучающихся, и интерес поддерживался лишь развитием сюжета.
Обучающиеся сразу и самостоятельно отметили несоответствие
драматической сказке С.Я. Маршака, по мотивам которой был снят
35
кинофильм. Было отмечено, что история поиска подснежников превратилась
в квест, а история Падчерицы – в своеобразные «приключения Алисы в
Зазеркалье».
В кинофильме Падчерица имеет любящих родителей и младшего
брата, а история ее попадания в компьютерную игру, откуда можно
выбраться лишь найдя под новый год подснежники, становится поводом для
того, чтобы поверить в чудо. Королева оказывается доброй девочкой, братьямесяцы заняты годовым отчетом, а основную помощь девушке оказывают
волшебный бубен и мальчик, сын кузнеца. Обучающиеся отметили, что,
вернувшись в реальный мир, девочка становится доброй и любящей,
верящей в то, что чудеса существуют.
Обучающиеся предположили, что идея кинофильма, по их мнению,
заключается в том, что в реальности человек может измениться только тогда,
когда он пройдет испытания в выдуманном мире (через компьютерную игру,
какую-либо другую "мистификацию", через книгу, через увлечение). Также
было высказано предположение о том, что человек должен сам пройти
испытания, сам должен изменить себя, свое восприятие мира, понять то, кто
он такой. Объясняя появление волшебного бубна, предположили, что
сценарист обратил внимание на важность искусства, а сын кузнеца появился
для того, чтобы показать девочке из богатой семьи жизнь простых людей,
живущих своим собственным трудом.
4 занятие.
Цель: установление специфики драматического произведения на
примере драматической сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев".
Задачи:
•
познавательные УУД: получить новые знания о сказке С.Я. Маршака,
формировать умение обосновывать собственное мнение, сравнивать и
обобщать, определять особенности драматического произведения;
•
регулятивные УУД: формировать умения строить высказывание на
основе работы с текстом произведения, принимать и решать задачу,
планировать и организовывать деятельность;
•
коммуникативные УУД: формировать умений слушать других,
оформлять свои мысли в высказывание, вырабатывать умение
сотрудничества, учить управлять собственным поведением и поведением
партнеров;
•
предметные УУД: формировать умение сравнивать героев по их речи,
составлять словесный портрет и характеристику персонажа, уметь видеть
своеобразие драматического произведения, его отличие от других родов;
личностные УУД: формировать умение высказывать собственное отношение
к персонажам, выражать собственное мнение и эмоции, оценивать поступки
персонажей, умения сотрудничать, оценивать результаты деятельности.
36
Последнее занятие было посвящено подведению итогов, рефлексии по
поводу прочитанного и увиденного. Это занятие построено в форме
дискуссии по поводу выбора главного героя пьесы. Обучающимся было
предложено выбрать для себя главного героя пьесы:
•
Какого героя, по-вашему, можно считать главным в драматической
сказке "Двенадцать месяцев"?
Часть обучающихся считала главной героиней пьесы Падчерицу (33%),
часть – Королеву (54%), а два школьника – братьев-месяцев (13%). Таким
образом, были сформированы группы, в которых обучающиеся продолжали
работать.
Сформированным группам было предложено подготовить аргументы в
пользу своего выбора главного героя пьесы. Совместно с руководителем
обучающиеся выработали правила работы: аргументы приводить согласно
тексту произведения, свои мысли подтверждать словами из пьесы,
доказательства высказывать в соответствии с логикой развития действия
пьесы (сначала говорить о первом действии, затем о втором, третьем и
четвертом).
После подготовки обучающиеся высказали свои аргументы и
попытались вступить в дискуссию. Отметим, что форма полноценных
дебатов не предусматривалась, поскольку собравшиеся обучающиеся были
разного возраста, с различным опытом работы. Также отметим, что после
обсуждения было предложено поменять свое мнение, если появилось такое
желание. Так два школьника, которые считали главными персонажами
сказки братьевмесяцев, поменяли свое мнение в пользу Падчерицы.
В ходе дискуссии был предложен дополнительный вопрос:
Почему Падчерица оказалась главнее Королевы в лесу?
Школьники предположили, что Падчерица занимает место Королевы в
лесу и ей помогают ("служат") силы природы, потому что она добрая, сама
готова всем помочь, любит работать, а значит достойна получить уважение и
вознаграждение.
Обучающимся было предложено создать собственные обложки к
печатному
тексту
драматической
сказки
или
афиши
для
мультипликационного, телевизионного и кинофильмов.
При подведении итогов обучающиеся отметили, что работать с
драматическим произведением оказалось интересно, увлекательным было и
то, что учились видеть возможности различных видов искусства: при чтении
пьесы обращали внимание на диалог, представляя себе ситуацию, характеры,
понимая общую тему важности труда и верности, умения общаться и
учиться;
мультфильм
смог
показать
волшебство
и
вознаграждение/наказание; телефильм акцентировал внимание на встрече
Падчерицы и Апреля и на капризах Королевы; в кинофильме был сделан
акцент на важности семьи.
37
Обучающиеся также отметили, что идея трудолюбия и гармонии с
природой, которые они увидели сначала в пьесе, впоследствии в
художественных трактовках пьесы ушла на второй план или вовсе исчезла.
Однако заметили, что идея нового года как особого времени всегда
сохранялась, но, если время в пьесе Маршака меняется для того, чтобы
помочь или наказать, то в кинофильме 2015 года время становится лишь
отчетом для начала/конца игры, ограничением в игре. При этом
обучающиеся отметили также, что идея наказания/вознаграждения во всех
трактовках сохранилась и что НА-учение всегда случается для тех, кто
капризен, ленив, жаден.
Занятия выстроены были таким образом, чтобы развить у
обучающихся умения сопоставлять образы персонажей и анализировать их
поведение, определять собственную позицию по отношению к героям,
кратко и точно излагать точку зрения, а также умения понимать
художественную форму произведения, сопоставлять произведения разных
видов искусства. Обучающиеся научились работать с драматическим
текстом, увидели
38
значимость труда, вежливого отношения к людям, прониклись идеей
награды/расплаты. Критерием результативности можно считать постоянную
активность обучающихся на всех занятиях.
• Данный текст был взят из выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации) «Пьеса «Двенадцать
месяцев» С.Я. Маршака в практике дополнительного
образования в основной школе (Киноклуб в V классе)»
Мелитдиновой Л.Т. (научный руководитель к., ф., н.,
доцент Русанова О.Н.), ТГПУ, ИФФ, кафедра литературы,
2016 год.
39
40
41