Адаптированная РП по физике 8 кл

Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021
г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) «обеспечивает вариативность
содержания образовательных программ основного общего образования,
возможность формирования программ основного общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья» (Раздел 1. Общие положения, п.1).
Примерная адаптированная основная образовательная программа
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР) разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, Примерной
основной образовательной программой основного общего образования (далее
– ПООП ООО), Примерной программой воспитания (одобрена решением
ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Структура ПАООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР, а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

цели и задачи реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР;

принципы и подходы к формированию АООП ООО обучающихся с
ЗПР;

планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
ООО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного
общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:

примерные рабочие программы отдельных учебных предметов;

программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ЗПР;

примерную программу воспитания обучающихся с ЗПР,
разработанную на основе Примерной программы воспитания
(одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20));

программу
коррекционной
работы,
включая
программы
коррекционных курсов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также систему условий реализации АООП
ООО обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:

примерный учебный план;

план внеурочной деятельности;

примерный календарный учебный график;

примерный календарный план воспитательной работы;

систему специальных условий реализации АООП ООО обучающихся
с ЗПР, включая общесистемные требования, требования к материальнотехническому и учебно-методическому обеспечению, требования к
кадровым, психолого-педагогическим, финансовым условиям.
Решение о получении образования обучающимся с ЗПР на уровне
основного
общего
образования
по
адаптированной
основной
образовательной программе принимается на основе заключения психологомедико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированного по
результатам
его
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования. АООП ООО обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации и/или абилитации
инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования.
АООП ООО обучающихся с ЗПР может быть реализована в
образовательных организациях разных типов: как в образовательных
организациях общего типа, так и в специальных образовательных
организациях или специальных классах, реализующих адаптированную
основную образовательную программу основного общего образования
обучающихся с ЗПР.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная группа
среди обучающихся с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью
состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических
факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.
Комплекс биосоциокультурных факторов, вызвавших у обучающегося
задержку психического развития, включающий функциональную и/или
органическую недостаточность центральной нервной системы, и отсутствие
или недостаточность специализированной помощи на уровне начального
общего образования приводят в ряде случаев к особой выраженности и
стойкости данного нарушения развития, что определяет необходимость
обеспечения специальных образовательных условий при обучении таких
обучающихся на уровне основного общего образования.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной
работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования
учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление


нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.
Даже при условии получения специализированной помощи в период
обучения в начальной школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают
испытывать определенные затруднения в учебной деятельности,
обусловленные
дефицитарными
познавательными
способностями,
специфическими недостатками психологического и речевого развития,
нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем
умственной работоспособности и продуктивности.
Адаптированная основная образовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО самостоятельно разрабатывается и утверждается
образовательной организацией в соответствии с ФГОС ООО с привлечением
органов
самоуправления
(совета
образовательной
организации,
попечительского совета, управляющего совета и др.), обеспечивающих
государственно-общественный характер управления Организацией.
АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР
предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в
пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного
общего образования. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП
начального общего образования является необходимым условием освоения
обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
ЗПР представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между
требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР, выступая
содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов, курсов, программы воспитания, программы формирования
универсальных учебных действий, с одной стороны, и системы оценки
результатов – с другой.
Итоговые достижения обучающихся с ЗПР в целом должны
соответствовать требованиям к итоговым достижениям сверстников с

нормативным развитием, определяемым действующим ФГОС ООО. В
соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов
– личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает
классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые
осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те,
которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную
итоговую аттестацию выпускников.
Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся с ЗПР
овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для
каждого
учебного
предмета:
познавательных,
коммуникативных,
регулятивных). Вместе с тем, необходимо принимать во внимание
особенности формирования когнитивной и регуляторной сферы
обучающихся с ЗПР, определяющих их особые образовательные
потребности.
В этой связи итоговые достижения обучающихся с ЗПР должны
оцениваться как исходя из освоения академического компонента
образования, так и с точки зрения социальной (жизненной) компетенции
обучающегося, при необходимости с использованием адаптированного, в том
числе специально сконструированного, педагогического инструментария,
позволяющего сделать видимыми качество и результат обучения, умение
применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни.
Структура планируемых результатов
ФГОС ООО устанавливает требования к трем группам результатов
освоения обучающимися программ основного общего образования:
личностным, метапредметным и предметным.
Личностные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы раскрывают и детализируют основные
направленности этих результатов. Они включают эффекты:

гражданско-патриотического воспитания;

духовно-нравственного воспитания;

эстетического воспитания;

осознания ценности научного познания;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия;

трудового воспитания;

экологического воспитания, а также личностные результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
Личностные
результаты
обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.

Личностные результаты дополняются специфическими результатами,
относимыми к формированию сферы жизненной компетенции и связанными
с психологическими особенностями обучающихся с ЗПР. По отношению к
категории обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования
актуальным становится освоение ими социального опыта, основных
социальных норм, применимость их в различных жизненных ситуациях,
осознание своих трудностей и ограничений, умение запрашивать поддержку
взрослого в затруднительных социальных ситуациях, а также умение
противостоять негативному воздействию микросоциальной среды. С позиции
жизненного самоопределения значимым является осознанное отношение к
выстраиванию образовательной перспективы с учетом профессиональных
предпочтений обучающегося с ЗПР.
Делается
акцент
на
деятельностные
аспекты
достижения
обучающимися личностных результатов на уровне ключевых понятий,
отражающих ценности и мотивацию и характеризующих достижение
обучающимися
личностных
результатов:
осознание,
готовность,
восприимчивость, установка и т.д.
Все личностные результаты достигаются в ходе обучения предметам,
реализации программ воспитания и коррекционной работы, в том числе
коррекционных курсов.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные
направленности метапредметных результатов. Они отражают:

освоенные обучающимися с ЗПР межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);

способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками;

овладение навыками работы с информацией (восприятие и создание
информационных текстов с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Метапредметные результаты, в соответствии с ФГОС ООО,
сформированы по трем направлениям:

универсальные учебные познавательные действия;

универсальные учебные коммуникативные действия;

универсальные учебные регулятивные действия.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности
универсальных учебных познавательных действий, выделяются:

базовые логические действия;

базовые исследовательские действия;

работа с информацией.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся с ЗПР.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности
универсальных учебных коммуникативных действий, выделяются:

общение;

совместная деятельность (сотрудничество).
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся с ЗПР социальных
навыков.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности
универсальных учебных регулятивных действий, выделяются:

самоорганизация (саморегуляция);

самоконтроль (рефлексия);

эмоциональный интеллект;

принятие себя и других.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование у обучающихся с ЗПР смысловых установок
личности (внутренней позиции личности), и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы определены ФГОС ООО и представлены в
соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и
детализируют их в отношении:

освоенных обучающимися с ЗПР в ходе изучения учебного предмета
знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;

видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях;

формирования базовых научных представлений о предметном и
социальном мире;

владения учебной терминологией, ключевыми понятиями, методами
и приемами.
Требования к предметным результатам сформулированы в
деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и
конкретные
умения.
Они
определяют
минимум
содержания
гарантированного
государством
основного
общего
образования,
построенного в логике изучения каждого учебного предмета.
Результаты освоения Программы коррекционной работы (ПКР)
должны отражать результаты психолого-педагогической работы в
образовательной организации, направленные на поддержку обучающихся с
ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы.
Планируемые результаты освоения ПКР должны быть представлены в
соответствии с основными направлениями коррекционной работы и отражать
индивидуально ориентированную психолого-педагогическую поддержку,

которая осуществляется специалистами сопровождения (учителемдефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом). Планируемые
результаты ПКР также отражаются в достижении обучающимся с ЗПР
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования описаны на двух уровнях:

на общем уровне1 (планируемые результаты формируются на всех
без исключения учебных предметах и во внеурочной деятельности);

на предметном уровне 2 (планируемые результаты формируются в
процессе изучения отдельных учебных предметов, входящих в
перечень учебных предметов, обязательных для изучения на уровне
основного общего образования).
Личностные результаты
Личностные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с ЗПР в целом совпадают с
личностными результатами, определенными во ФГОС ООО, включают
результаты реализации всех предусмотренных программ и структурируются
следующим образом:
Результатом патриотического воспитания является:

воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Результатом гражданского воспитания является:

чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и
большой Родиной;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;

активное участие в жизни образовательной организации, местного
сообщества;

Представлены в разделах 2.1.2.3. и 2.1.2.4.
Представлены при описании планируемых результатов освоения конкретных учебных
предметов в разделе 2.1.2.5.

1
2

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Результатом духовно-нравственного воспитания является:

развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков.
Содержание учебного предмета: 8 КЛАСС
Раздел 1. Тепловые явления
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения
вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие
основные положения молекулярно-кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории.
Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения
частиц.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии:
теплопередача
и
совершение
работы.
Виды
теплопередачи:
теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и
тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная
теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС).
Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры
кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.
Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС).
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
Демонстрации
1.
Наблюдение броуновского движения.
2.
Наблюдение диффузии.
3.
Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
4.
Наблюдение теплового расширения тел.



5.
Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании
или охлаждении.
6.
Правила измерения температуры.
7.
Виды теплопередачи.
8.
Охлаждение при совершении работы.
9.
Нагревание при совершении работы внешними силами.
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
11. Наблюдение кипения.
12. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
13. Модели тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного
притяжения (электронная демонстрация).
2.
Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
3.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей
и твёрдых тел.
4.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
5.
Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его
объёма и нагревания или охлаждения.
6.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате
теплопередачи и работы внешних сил.
7.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды.
8.
Исследование процесса испарения.
9.
Определение относительной влажности воздуха.
10. Определение удельной теплоты плавления льда.
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел.
Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей (на
качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.
Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения
электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока.
Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое,
химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление
проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Короткое
замыкание.

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов.
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение
электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с
током.
Электродвигатель
постоянного
тока.
Использование
электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии.
Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации
1.
Электризация тел.
2.
Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных
тел.
3.
Устройство и действие электроскопа.
4.
Электростатическая индукция.
5.
Закон сохранения электрических зарядов.
6.
Проводники и диэлектрики.
7.
Моделирование силовых линий электрического поля.
8.
Источники постоянного тока.
9.
Действия электрического тока.
10. Электрический ток в жидкости.
11. Газовый разряд.
12. Измерение силы тока амперметром.
13. Измерение электрического напряжения вольтметром.
14. Реостат и магазин сопротивлений.
15. Взаимодействие постоянных магнитов.
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
18. Опыт Эрстеда.
19. Магнитное поле тока. Электромагнит.
20. Действие магнитного поля на проводник с током.
21. Электродвигатель постоянного тока.
22. Исследование явления электромагнитной индукции.
23. Опыты Фарадея.
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его
возникновения.
25. Электрогенератор постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы и опыты
1.
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при
соприкосновении.
2.
Исследование действия электрического поля на проводники и
диэлектрики.
3.
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
4.
Измерение и регулирование силы тока.
5.
Измерение и регулирование напряжения.

6.
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор,
от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
7.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала.
8.
Проверка правила сложения напряжений при последовательном
соединении двух резисторов.
9.
Проверка правила для силы тока при параллельном соединении
резисторов.
10. Определение работы электрического тока, идущего через
резистор.
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на
резисторе.
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку,
от напряжения на ней.
13. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
14. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их
объединении и разделении.
15. Исследование действия электрического тока на магнитную
стрелку.
16. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия
катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
17. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
18. Изучение работы электродвигателя.
19. Измерение КПД электродвигательной установки.
20. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции:
исследование изменений значения и направления индукционного тока.

Учебно - тематический план
8 класс ( 1 час в неделю)
8 КЛАСС
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Лабораторн
ые работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Тепловые явления
1.1

Строение и
свойства
вещества

1.2

Тепловые
процессы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce

3

Библиотека ЦОК
8

1

2.2

2.3

Магнитные
явления

2.4

Электромагнит
ная индукция

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce

11

Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электрические
заряды.
Заряженные
2.1
2
тела и их
взаимодействи
е
Постоянный
электрический
ток

2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce
Библиотека ЦОК

10

1

3

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce
Библиотека ЦОК

6

1

1

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41
81ce

4

Итого по разделу

22

Резервное время

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».