Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Первомайская школа № 1
Первомайского района Республики Крым»
«Рассмотрено»
Заместитель ШМО
МОУ
_________ Ткачук Н.С.
Протокол №______
от «____» ______ 2024
года
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
___________Ушакова О.В.
«____» _____ 2024 года
«Утверждаю»
Директор МОУ
_________Клименко Н.В.
Приказ №_______
От «____» _______2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Индивидуальный проект»
для 10 класса
(базовый уровень)
Составитель: учитель истории и обществознания
Специалист высшей квалификационной категории
Секретарь Алеся Николаевна
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «____»_________2024 г.
Первомайское 2024 год
1
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект»
10класс
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего образования.
2.Авторской программы Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т.
В. и др. Индивидуальный проект. 10 – 11 классы. Учебное пособие. ФГОС. М.:
Просвещение, 2019г.
Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного
достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
2
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
3
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
4
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
3. Предметные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты
целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию
своей деятельности на основе предварительного планирования;
- использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом,
обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- использовать многообразие информации и полученных в результате обучения
знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения
индивидуального проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
5
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; осознавать
свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Содержание учебного курса
Введение в проектную деятельность
1.1 Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект.
Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.
1.2 Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Структура и
содержание проекта учебного проекта. Выбор темы.
1.3 Зарождение учебного проекта. Понятие «проблема». Анализ проблемы.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса.
Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и
декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие
теме. Определение способа представления результата. Продукт проекта.
Результат проекта.
1.4 Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и
отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении
исследования. Исследовательские проекты. Гипотезы исследования.
Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования:
методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.).
1.5 Практическая работа по проектированию структуры индивидуального
проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования.
Конструирование темы и проблемы проекта, исследования.
Подготовка проекта
2.1 Этапы работы над проектом. Алгоритм проектной деятельности. Понятие
«цель проекта». Понятия «план действий», «бюджет проекта», «команда
проекта». Логика действий и последовательность шагов при планировании
индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности.
Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для
продуктивной работы над проектом. Работа с массивом материала: обзор,
анализ, критика, рерайтинг, присвоение.
2.2 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы.
2.3 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект – карты. Инфографика.
6
2.4 Практическая работа по применению технологий визуализации и
систематизации
текстовой
информации.
Представление
идеи
индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.
2.5 Практическая работа «Постер проекта»
2.6 Практическая работа «Творческий проект с индивидуальным участием».
2.7 Рефлексия. Самооценка. Критерии оценивания продукта. Критерии
оценивания результата проектной деятельности. Отличие проекта от
результата проекта.
Реализация проекта
3.1 Алгоритм выполнения проекта.
3.2 Сбор и анализ информации. Работа с информационными источниками.
Поиск и систематизация информации. Виды информационных источников.
Отбор и систематизация информации. Сбор и уточнение информации,
обсуждение альтернатив (мозговой штурм), уточнение планов
деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы,
наблюдения.
3.3 Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения
проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого,
анализ достижений поставленной цели.
Коммуникативные навыки (10 часов)
4.1 Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Формы и принципы
делового общения. Вербальное и невербальное общение.
4.2 Стратегии группового общения. Аргументация. Спор. Дискуссия. Правила
ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
4.3. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечения внимания аудитории. Использование
наглядных средств. Анализ выступления.
4.4 Практическая работа «Публичное выступление».
4.5 рефлексия первого этапа проектной деятельности, исследований.
Тематическое планирование 10 класс
№
1
2
3
4
5
Тема
Введение в проектную деятельность
Подготовка проекта
Алгоритм реализации проекта
Коммуникативные навыки
Всего
6
10
8
10
34
Кол-во
часов
7