РП Хранители памяти

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Отдел Образования, молодёжи и спорта Администрации
Первомайского района Республики Крым
МБОУ «Первомайская школа № 1
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
_________ ________________
от «___ » ________ 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ
Первомайская школа №1
____________ Н.В.Клименко
приказ № ______
От «___ » ________ 2024г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
Историко-краеведческий кружок
«Хранители памяти»
Уровень программы: ознакомительный
Направление: историко-краеведческое
Возрастной контингент- 11-16 лет
Срок реализации: 1 год/34 часа
Разработчик :
Секретарь Валентина Алексеевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ Первомайская школа № 1
Рассмотрено на заседании
педагогического Совета протокол № ___
от «___ » августа 2024 г.

Первомайское 2024г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители памяти»
относится к социально-педагогической направленности. Данная программа
направлена на приобщение обучающихся к истории и культуре нашей Родины,
вводящей в мир литературного краеведения, ознакомления с основами
музееведения, историей образования пгт.Первомайское и Первомайского
района.
Программа кружка «Хранители памяти» реализуется в рамках историкокраеведческое направленности. Программа предполагает обучение детей 11-16
лет.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными и
распорядительными документами:
1.
Федеральный
закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020
года);
2.
Федеральный
закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31 июля 2020 года);
3.
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г.№ 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г.№ 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальные проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015г. № 996-р;
7.
Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.;
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07 декабря 2018г. № 3;
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р;
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
16. Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» № 131ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года (с изменениями на 10 сентября 2019 года);
17. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Первомайская школа № 1 Первомайского района Республики Крым».
18. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Первомайская школа № 1 Республики Крым».
Актуальность программы: Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель
современного отечественного образования как одну из приоритетных задач
общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития и краеведения способствует формированию этих
качеств у современных подростков.
Новизна программы основана на комплексном подходе в подготовке
обучающихся к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых
квалифицированным музейным кадрам. Обучающиеся осваивают основы
музейного дела, знакомятся с экскурсоводческой деятельностью, правилами
этикета, грамотной и культурной речи, основами исследовательской работы,
основами формирования музейных фондов и экспозиций.
Отличительными особенностями данной программы является что,
предполагает организацию деятельности обучающихся от простого
собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и
событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ экскурсионной музейной работы.
- основные идеи программы: в условиях партнерского общения обучающихся и
педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются
реальные возможности для самоопределения, самоутверждения,
самореализации подростков;
- соответствие программы социальному заказу общества, государства:
формирование устойчивого интереса к истории страны, региона, воспитание
гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к
культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект

программы; соответствие ценностям воспитательной системы школы, учета
сложившихся традиций и системы работы школьного историко-краеведческого
музея;
- инновационность программы заключается в реализации принципа
продуктивности: дети и взрослые в процессе совместной деятельности
производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий,
исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что при ее
реализации школьный музей становится важным компонентом в
образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным
центром, способствующим формированию исторического и гражданского
сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к
людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной
деятельности–исследовательской, источниковедческой, поисковой,
литературоведческой, музееведческой.
Адресат программы: программа кружка ориентирована на работу с
обучающимися 6-10 классов, проявляющих интерес к изучению истории,
вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения.
Объем и срок освоения программы: объем программы – 34 часа в неделю,
срок реализации - 1 год.
Уровень программы: данная программа ознакомительного (стартового)
уровня предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материал.
Формы обучения. Образовательный процесс по программе «производится
очно, в случае необходимости темы занятий могут быть реализованы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом в
объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся
(одновозрастные и разновозрастные), являющиеся основным составом
объединения (кружка «Хранители памяти»); состав группы постоянный;
занятия групповые.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать поисковую деятельность, экскурсионную деятельность,
практические и исследовательские дела, оформительскую деятельность.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Одно занятие длится 1
академический час (1 академический час – 45 мин). Занятия проводятся с
учетом возрастных и психологических особенностей детей на основе
дифференцированного подхода.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет № 38 находится в МБОУ Первомайская школа № 1 на 4 этаже, имеет
современную материальнотехническую базу, 45 кв.м + музейная комната 12
кв.м.
Кабинеты оснащены охранно-пожарной сигнализацией. Имеется
система оповещения людей в случае возникновения пожара. Вахта обеспечена
тревожной кнопкой с выходом на пульт централизованной охраны.
Кабинет оснащён соответствующим звукотехническим оборудованием,
интерактивная доска.
Учебный кабинет оснащен учебной мебелью, соответствующей СанПину,
обеспечены учебно-наглядными пособиями.
Для осуществления образовательной деятельности кабинет располагает
необходимыми учебными материалами, специальным оборудованием,
обеспечивающими качественную подготовку обучающихся. Для занятий
используется ноутбук для показа наглядных материалов и обучающих фильмов,
школьная доска, столы, стулья, колонки переносные, проектор, декорации.
Материально-техническая база обеспечивает на должном уровне ведение
учебного процесса.
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет-источники).
Кадровое обеспечение
Руководитель дополнительного образования Секретарь Валентина Алексеевна
Учитель истории и обществознания МБОУ Первомайская школа № 1, имеет
высшее образование, является руководителем Школьного музея «Боевой и
трудовой славы».
Занимаясь по программе «Историко-краеведческий кружок «Хранители
памяти», обучающиеся получают необходимую подготовку к практической
деятельности (написание постов, текстов, копирайт и рерайт, редактура, азы
монтажа, видеосъёмки и SEO-оптимизации), изучают ведения диалога,
знакомятся с такими понятиями, как: построение личного бренда, публичное
выступление, ведение соцсетей и построение контент-плана.
При ознакомлении детей с этими понятиями используются различные приемы и
методы:
моделирование ситуаций, наблюдения, тренинговые упражнения,
импровизации.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов,
поставленной цели, задач программы и возраста обучающихся:
- Лекции, предполагающие рассказ обучающимся теории тех или иных
вопросов (теоретические темы – цифровой контент, управление веб-сайтом,
распаковка личности);
- Практические занятия, предполагающие выполнение классных или домашних
заданий учащихся;
- Групповые работы (необходимость разделиться на группы, и выполнять
задания по темам, связанным со съёмкой видеороликов и записью подкастов);

- Работа с оригинальными печатными и видеоматериалами, предполагающая
анализ источников на заданную тему;
- Индивидуальные задания (на занятиях, в которых речь идет о технике
публичных выступлений, также отработке техник дыхания);
- Дискуссия и обсуждение (необходимость включение в обсуждение всей
группы – техники публичных выступлений, прямые эфиры, записи, вебинары и
дебаты);
- Анализ заданных в рамках темы ситуаций (этические кейсы).
Оценочные материалы
Одним из ведущих направлений совершенствования образовательной
деятельности кружка является система управления качеством образования.
Система оценки усвоения учащимися дополнительных общеразвивающих
программ проводится в соответствии с «Положением об аттестации учащихся
Историко-краеведческого кружка «Хранители памяти».
Аттестация обучающихся кружка включает:
 начальная диагностика-осуществляется оценка исходного уровня
знаний обучающихся перед началом образовательной деятельности,
определяется начальный уровень знаний, умений, навыков учащихся по
данному направлению.
 промежуточная аттестация -осуществляется оценка качества усвоения
обучающихся содержания конкретной дополнительной
общеобразовательной программы по итогам очередного учебного
года(апрель – май).
 Итоговый контроль - осуществляется оценка уровня достижений
обучающихся, заявленной в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по завершению всего образовательного
курса программы в целом (апрель – май).
Содержание программы аттестации определяется педагогом дополнительного
образования на основании содержания дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами.
Результаты аттестации выставляются по трёхуровневой системе (низкий,
средний и высокий уровень обученности) и оформляются в виде протокола.
Методические материалы
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Историко-краеведческого кружка «Хранители памяти».
Методическое обеспечение программы 1-й год обучения
№ Тема и раздел
п/п программы

Форма
организации
занятий

Методы
организации
образовательного
процесса

Методическое,
техническое и
дидактическое
обеспечение

Формы
подведения
итог

1

«Нам вместе
весело живется»

2

Правила
техники
безопасности.
Пути
эвакуации при
угрозе пожара,
теракта.
Начальная
диагностика.

3

«Белый цветок».
Технология
изготовления
поделок.

4

Коллективное
творчество
(сувениры к
ярмарке
детского
творчества).
Экскурсия

5
6

Итоговое
занятие

Презентация
Рассказ. Беседа
Экскурсия
Объяснение
Рассказ
Показ
Экскурсия
Мультфильмы

Наглядный
Словесный
Репродуктивный
Игровой
Словесный
Наглядный
Репродуктивный
Творческий

Компьютер и
проектор,
Образцы изделий

Беседа
Обсуждение
Тестирование.

Компьютер и
проектор,
Наглядные
пособия.

Беседа
Опрос
Обсуждение.

Презентация
Рассказ
Объяснение
Беседа
Показ
Игра
Рассказ
Объяснение
Беседа. Показ

Наглядный
Словесный
Репродуктивный
Творческий
Практический
Игровой
Наглядный
Словесный
Репродуктивный
Творческий

Компьютер и
проектор.
Образцы изделий.
Шаблоны.

Анализ работ.
Устный опрос
по теме.
Обсуждение.
Выставка.

Компьютер и
проектор.
Образцы изделий.

Рассказ.
Показ. Беседа
Объяснение
Ролевая игра
Презентации
Опрос.
Беседа
Игра

Наглядный
Словесный

Компьютер и
проектор.
Экспозиции
музея.
Компьютер.
Работы,
фотографии работ
обучающихся.
Схемы.

Устный опрос.
Обсуждение.
Анализ работ.
Анализ
результатов
мероприятия
Анализ.
Обсуждение.

Наглядный
Словесный
Репродуктивный
Творческий

Устный и
письменный
опрос,
Тесты.
Обсуждение.

Дата______________
Группа из 10 разновозрастных учащихся
Кружок
Тема занятия: Введение. Задачи, содержание и значение работы
кружка «Школьный музей ХРАНИТЕЛЬ ПАМЯТИ».
Цель: знакомство с работой кружка, воспитание чувства патриотизма, любви к
Родине, уважения к историческому прошлому своего народа.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма;
- формирование чувства любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный
русским народом.
- воспитание чувства благодарности и уважения к пожилым людям: участникам
и ветеранам войны, труженикам тыла, чувства гордости за народ-победитель;
- развитие интереса к истории своей Родины.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы
исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона.
- овладение минимумом знаний по истории своего края
- умение вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять
экспозиции;
- умение создавать компьютерные презентации;
- уметь работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;
- уметь работать с литературой и использовать её в своей работе.
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности;
-проговаривать последовательность действий ;
- работать по предложенному плану
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную и общественную;
Познавательные УУД:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (экскурсии, сообщения, презентации,
реферат и др.);
-делать выводы в результате совместной работы ;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Форма проведения: беседа, информационное сообщение, экскурсия по
Школьному музею.
Условия реализация занятия
Материально-техническая база:
Ноутбук
Экран
Проектор
Информационное обеспечение
-видео- фильм,
-фотоматериалы в альбомах,
- интернет –источники,
-архив музея
- анкеты.
Ход занятия

1.Организационный момент
2. Знакомство с новой информацией
Вопросы детям:
1.Что вы знаете о музеях?
2.Почему люди создают музеи?
3.О чем нам рассказывают музеи?
Учитель: Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного
края. Школьный музей – хранитель памяти. Именно в нём собраны материалы,
несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей –
это особая судьба, люди, события.
В музее предоставлены экспонаты историко-этнографической направленности
c середины XIX века. Рассказывающие о недавнем и далеком прошлом. Каждая
из вещей - это часть нашей истории.
Музей в меру своих возможностей ведет поисково-собирательскую работу,
экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебновоспитательными задачами школы.
Наш музей достаточно молодой и формировался с помощью обучающихся,
родителей учеников и учителей школы. Неравнодушные люди приносили
интересные вещи, из которых и сформировалась экспозиция школьного музея.

Провести небольшую экскурсию по школьному музею.
Большую часть экспозиции занимают экспонаты этнографического
характера. Предметы быта: значки, магнитофон, монеты, найденные в
первомайской земле предметы Великой Отечественной войны. Каждый
экспонат имеет свою историю и уникален по своему. Собирая музей по
крупинкам, надо трепетно относиться к экспонатам и знакомить ребят с его
экспозицией.
В школе бережно относятся к традициям и ведется летопись школы –
фотоархив.
На настоящий момент она состоит из альбомов, где запечатлены лучшие
моменты школьной жизни.
Активисты музея проводят встречи с родными ветеранов ВОВ, с бойцами,
которые прошли Афганскую войну и бережно делятся интересными фактами с
одноклассниками. Это помогает сформировать любовь к Родине, активную
жизненную позицию, чувство патриотизма и сохранить историческую память.
Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного края.
Школьный музей – хранитель памяти. Именно в нём собраны материалы,
несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей –
это особая судьба, люди, события.
В музее предоставлены экспонаты Историко-краеведческой направленности c
середины XX века. Рассказывающие о недавнем и далеком прошлом. Каждая из
вещей - это часть нашей истории.
Музей в меру своих возможностей ведет поисково-собирательскую работу,
экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебновоспитательными задачами школы.
Провести анкетирование
Анкета
1. Чему бы ты хотел научиться в кружке «Школьный музей», что ты ждешь от
занятий в этом году
____________________________________________________________________
2. В каких мероприятиях, праздниках, интересных делах ты бы хотел принять
участие
_________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, полученные знания пригодятся тебе в дальнейшей жизни,
где ты их сможешь применить
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Что ты уже умеешь
___________________________________________________________

Этап Рефлексия
Ребята, на сегодняшнем занятии вы услышали много замечательных историй,
узнали, как наши прапрадедушки и прапрабабушки отвоёвывали для нас
мирное будущее. Предлагаю встать и в честь наших героев исполнить песню
«Прадедушка» Автор слов Михаил Загота, музыка Александра Ермолова (на
интерактивной доске вывести песню со словами)
Домашнее задание:
В заключении нашего сегодняшнего занятия у меня есть для вас ответственное
задание: я раздаю вам бумагу, вы сделаете треугольники, на которых прошу
написать письмо солдатам-участникам СВО со словами поддержки и
благодарности за их мужество. Для них это очень важно!
Завтра я соберу ваши письма и передам нашим волонтёрам для отправки на
фронт. Спасибо за работу!

Сценарий внеклассного мероприятия «Я помню, я горжусь!»
Цель: формирование у ребёнка школьного возраста социально-ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви
к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие
самостоятельности и ответственности.
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Развить социальную активность и творческие способности обучающихся;
Формировать положительные эмоции от работы в команде, чувство
удовлетворения от совместно проведенного дела;
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование: музыка, презентация, листы-вкладыши для формирования
альбома «Мой герой», папка с файлами, титульный лист для альбома,
символика Дня Победы, эмблемы.
Ход мероприятия:
Мотивационный блок
Ребята! Вы, конечно, знаете, что совсем скоро наша страна будет отмечать
самый большой для нашего народа праздник - 9 мая – день нашей гордости,
нашего величия, мужества и отваги. День нашей памяти. Мы в вечном долгу
перед теми, кто подарил нам МИР, ВЕСНУ, ЖИЗНЬ. Среди воинов,
сражавшихся за наше с вами будущее, были и ваши прапрадедушки и
прапрабабушки. Вы – хранители исторической памяти России, и сегодня мы
поговорим о подвиге наших предков.
Слайд 1
Песня «День Победы» Д. Тухманов, В. Харитонов
1 ученик:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

Основной блок
Ребята, давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о Великой Отечественной
войне?
Слайды 2-6
2 ученик:
9 мая — всенародный праздник Победы советского народа над фашистской
Германией в Великой Отечественной войне. Эта великая победа досталась
нашей Родине дорогой ценой — ценой огромных усилий и жертв всего народа:
и массовым героизмом, и воинским мастерством бойцов на фронте, и
самоотверженным трудом рабочих, крестьян и интеллигенции в тылу, гибелью
27 миллионов человек — солдат и мирных жителей. Поэтому мы называем
День Победы «праздником со слезами на глазах».
Слайд 7
3 ученик :
Указ о праздновании Дня Победы 9 мая был принят накануне поздно вечером
— после того как фашистская Германия подписала акт о безоговорочной
капитуляции. Этого дня с замиранием сердца ждал весь наш народ и наконец,
после 1418 дней грозный битвы великий день настал. Советский народ вышел
победителем в исторической схватке с фашизмом за свободу и независимость
нашей Родины, внес решающий вклад в победу стран антигитлеровской
коалиции над фашистским мракобесием.
Слайды 8-10
4 ученик:
9 мая 1945 года в нашей стране был днем всеобщего ликования и скорби:
кажется, все население городов и сел высыпало на улицы и площади. Все
поздравляли друг друга с победой, люди обнимались, целовались и плакали:
кто от избытка чувств, кто от горя — отцы, братья, сыновья миллионов людей
не вернулись с поля битвы. Над ликующей Москвой, над ее заполненной
радостными толпами Красной площадью прогремел торжественный победный
салют из тысячи орудий. Это был незабываемый день!
5 ученик
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Слайд 11
-Ребята, на прошлом занятии я раздала вам листы для нашего классного
альбома памяти «Мой герой» и попросила приклеить фотографию вашего героя
и записать краткую информацию о нём, его фронтовом пути и подвиге.
Большое вам спасибо за проделанную работу! (Учитель открывает доску, на
которой с помощью магнитов прикреплены страницы будущего альбома)
Сейчас я прошу вас рассказать классу о вашем герое. (Ученики по очереди
выходят к доске, берут свою страничку, рассказывают о семейном герое и с
помощью учителя вкладывают страничку в общую папку.
-Молодцы! Мы отлично справились с этим заданием – составили папку «Мой
герой»! Она будет храниться в нашем школьном музее, и вы в любой момент
сможете её пересмотреть и даже дополнить новыми героями.
Вы, конечно, знаете, что сейчас в нашей стране идёт специальная военная
операция. К несчастью, нацизм принимает новые формы и наша Родина снова
вышла на борьбу с ним. Снова в мирных городах слышны взрывы, гибнут
люди. Наше время порождает новых героев, которым тоже есть место в нашей
памяти.
Слайд 12
Этап Рефлексия
Ученик: мы всегда будем поколением «Наследников Победы», Хранителями
истории. Это наша миссия.
Предлагаю встать и в честь наших героев исполнить песню «День Победы»
Спасибо за урок!

Лист корректировки дополнительной общеобразовательной программы
Историко-краеведческого кружка «Хранители памяти».
педагог: Секретарь В.А.
Название раздела
(образовательного
модуля)/темы
учебного
занятия

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

План воспитательной работы
План разработан на основании:
закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, основной образовательной программы школы
Создание данного плана вытекает из необходимости включить
работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В
последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к
героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее
культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Знание истории родного края, своей семьи продиктовано потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании
личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным
ценностям своего Отечества.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является
введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную
атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение
родного края , национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот
основные направления историко- краеведческой деятельности.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы
государственной политики и общие требования к содержанию образования,
сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- Воспитание гражданственности и любви к Родине;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной
современному уровню знаний;
- Защита самой системой образования национальных культур и региональных
традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание
к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к
деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к
народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым,
сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с
признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла,
которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою
принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое
и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь,
рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно
посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и
расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться
ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой
Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек

родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать
свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для
непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край –
живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство
патриотизма – глубокой любви к Родине
Программа рассчитана на учащихся 7-10 классов.
Цель программы :
-развитие социально- активной и творческой личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской
ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности
каждого ребенка.
2 . Формирование нравственной позиции школьников с использованием
воспитательного потенциала краеведения.
3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных
межличностных отношений.
4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности
учащихся
Планируемые результаты образования.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
- готовность к сотрудничеству , коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой
основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических
и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю , 34 часа в год.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом
школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место
в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться
к целому ряду ценностных понятий , помочь сформировать собственный
взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать
прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Программа.
Тема1. Введение.(1 час)
Что такое краеведение, история возникновения краеведения
Тема2 «Музейное дело» (5 часов)
Школьный музей, фонды музея. История образования музея. Правила
работы в музеях, архивах, библиотеках.
Тема 3 «Музей и история родно края» (5часов)
Знакомство с историей основания посёлка Первомайское, историей
населённых пунктов на территории Первомайского района, историей школы.
Тема 4. «Памятные даты». (3 часа)
Республика Крым как составная часть нашей Родины. Крым в годы
Великой Отечественной войны.
Подготовка и проведение экскурсии в школьный историко – краеведческий
музей. Встреча с руководителем районного музея. Пгт.Первомайское в годы
войны. Экскурсия по посёлку. Виртульные экскурсии по городам Крыма.
Презентации.
Тема 5. «Отчизны верные сыны». ( 5 часов)
Крымчане – Герои Советского Союза.
Участники Великой Отечественной войны нашего поселка.
Детство, опаленное войной ( о тружениках тыла).
Учителя участники Великой Отечественной войны.
Наши земляки в « горячих точках.
Тема 6 «Этнография родного края» –( 4часа)
Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией,
оформление тематической выставки

Тема 7. «Быт и обычаи населения моего края». (6 часов)
Различные группы населения Крыма. Быт, обычаи, традиции населения
нашего края, поселка. Семейные традиции и обычаи.
Презентации на тему: «Быт, обычаи, традиции моего народа».
Тема 8. «Моя малая Родина». (3часа)
Автобусная экскурсия по памятным местам Великой Отечественной войны.
Экскурсии для учащихся школы.
Формы организации учебного процесса: лекция, работа в группах, экскурсия,
виртуальная экскурсия, беседа, самостоятельная работа.
Формы организации контроля: рефераты, презентации, оформление стендов.
Календарно-тематическое планирование воспитательного плана
Историко-краеведческого кружка «Хранители памяти».
Кол - во
часов
1 ч.
5 ч.
5ч.
5ч.
5ч.
4ч.
6ч.
3ч.

Тема занятия
Тема 1. «Введение»

Дата
проведения

Корректировка

Тема 2.
« Музейное дело»
Тема 3.
«Музей и история родного края»
Тема 4.
«Памятные даты»
Тема 5.
«Отчизны верные сыны».
Тема 6.
«Этнография родного края».
Тема 7.
« Быт и обычаи населения моего
края»
Тема 8.
«Моя малая Родина».

Оформление ДОП (ГОСТ Р 7.0.97-2016).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
3.1.Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной
форме с соблюдением установленных правил оформления документов.
3.2.Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа.
При двустороннем печатании документов ширина левого поля на лицевой
стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.
При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие
страницы нумеруют.

Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на
расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.
При оформлении документа, занимающего несколько листов, на бланке
оформляется только первый лист.
3.3.Для изготовления документов используются свободно распространяемые
шрифты по выбору организации, входящие в стандартный пакет офисного
программного обеспечения.
Размер шрифта - N 12 - 14.
При составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших
размеров (до N 10, 11).
В Инструкции по делопроизводству рекомендуется установить единую
гарнитуру шрифта для всех организационно-распорядительных документов.
3.4 Таблицы и графики могут располагаться на листе бумаги с использованием
альбомной ориентации страницы.
3.5.Абзацный отступ текста документа - 1,25 см.
Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или
центрируются по ширине текста.
3.6.Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал,
составные части реквизитов могут отделяться дополнительным интервалом.
Длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов
не более 7,5 см.
Длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении
реквизитов не более 12 см.
Строки реквизитов выравниваются по левой границе зоны расположения
реквизита или центрируются относительно самой длинной строки.
3.7.Реквизиты "подпись" и/или "гриф согласования" должны помещаться на
одной странице с текстом документа. Не допускается перенос этих реквизитов
документа на отдельный лист <16>.
<16> Исключением является Лист согласования, оформляемый при наличии
более 4-х грифов согласования.
3.8.Текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и
правого полей документа) и печатается через 1 - 1,5 межстрочных интервала.

Если документ готовится для издания с уменьшением масштаба, текст
печатается через два интервала.
Интервал между буквами в словах - обычный.
Интервал между словами - один пробел.
3.9.Локальными нормативными актами организации может быть
предусмотрено выделение отдельных реквизитов, а также фрагментов текста
полужирным шрифтом.
При оформлении документов не рекомендуется использовать начертание
шрифта "курсив" и подчеркивание текста.
3.10.Нормативные акты организации, а также иные многостраничные
документы могут оформляться с титульным листом (Приложение N 1).
На титульном листе документа номер страницы не указывается, но учитывается
при общей нумерации страниц.
3.11.Документы, как электронные, так и на бумажном носителе, могут
создаваться с использованием программного обеспечения - текстовых,
табличных редакторов, систем электронного документооборота (далее - СЭД),
обеспечивающих создание, просмотр и редактирование документов - с
соблюдением положений Стандарта.
В организации могут использоваться электронные копии документов,
получаемые в результате оцифровки (например, сканирования) документов на
бумажном носителе. Электронная копия документа должна быть читаемой, не
содержать перевернутых изображений страниц, не нарушать нумерацию
страниц.
Для электронных копий документов рекомендуется использовать формат PDF.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Целью деятельности школьного музея является содействие
формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения
к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных
компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка
творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
•
формировать представления об особенностях музейной работы, музейных
профессиях, музеях разного типа и профиля;
•
формировать навыки работы с документацией, описанием музейных
предметов, разработкой экскурсионных маршрутов;

•
обучать формам работы с различными источниками информации,
сопоставлять, давать сравнительный анализ, структурировать текст,
использовать справочный аппарат, проводить самостоятельную
исследовательскую работу;
•
формировать умения применять знания, полученные обучающимися на
уроках истории, информатики, литературы, при работе в музее;
•
формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать
средства их решения;
•
приобщать обучающихся к изучению истории родного края, школы,
истории Великой Отечественной войны 1941-1945, героях СВО.
Развивающие:
•
стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности
и творчества;
•
развивать умения и навыки работы с историческими источниками и
документами;
•
формировать у обучающихся грамотную и культурную речь, умение
свободно общаться с различной возрастной аудиторией;
•
расширять кругозор обучающихся;
•
развивать творческие способности обучающихся;
•
развивать исследовательские
и
практические
умения,
коммуникативную культуру;
•
развивать интерес обучающихся к научно-исследовательской работе,
музейному делу.
Воспитательные:
•
воспитывать уважительное отношение к музеям как к уникальным
хранилищам предметного мира, истории культуры;
•
воспитывать личностное отношение и ценностный подход к культурноисторическим явлениям;
•
воспитывать гражданственности, любовь к Родине, почитание и уважение
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней;
•
прививать преемственность поколений, ответственности за судьбу своего
народа и его культуры;
•
формировать активную жизненную позицию.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Воспитательная работа в рамках программы «Хранители памяти» направлена:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к культуре своей,
традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;
развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности
при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях школы, благотворительных акциях, творческих выставках,
мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного
уровня.

Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся,
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
Школьный историко-краеведческий музей «Хранители памяти» работает
под девизом:
«Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее!»
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история
поселка и района в годы Великой Отечественной войны и СВО, судьбы
людей, тесно связанные с историей нашего посёлка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Исходя из целей и задач, программой выдвигаются следующие
требования:
по окончании курса обучения обучающиеся должны знать и
уметь:
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности

школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы
и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными
общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные
выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории Крыма,
Первомайского района и поселка Первомайское.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Вводный инструктаж.
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы
участия в движении. Школьный музей как организационно – методический
центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в
местных, региональных и всероссийских краеведческих программах.
Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (2ч)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи
Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы
музеев. Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и
краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в
создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (2ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление
основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации
сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета.
Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная
форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов.
Работа в библиотеках и архивах.

Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин –
геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений,
докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные
направления фондовой работы (4ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица
хранения. Структура фондов: основной, научновспомогательный,
интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные
направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея (3ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.
Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного
музея форма презентации его коллекций.
Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции –
виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией (3ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других
школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д.
Разнообразие форм работы с аудиторией.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.
Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии.
Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края.
История создания школьного музея. Военно-исторический музей.
Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.
Фонды и экспозиции школьного музея.
Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение (4ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.
Общественно полезный характер исторического краеведения.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника
исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических
событий и записывать их воспоминания.
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за
свою независимость в годы Великой Отечественной войны и современного
противостояния против мирового фашизма.
Тема 9. Военно-патриотическая работа (4ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы.

Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.
Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой
Отечественной войны и участников СВО.
Ученики школы – защитники Отечества.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по
местам боевой славы (2ч)
Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и
распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как
организовать поездки по местам боевой славы.
Тема 11. Изучение истории школы (2ч)
Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности
пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Защита исследовательских работ по краеведению(1ч)
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами
беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии,
встречи с родственниками ветеранов ВОВ, СВО и тружениками тыла, встреча
с работниками районного музея и музея ветеранов ВОВ.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема

Введение
Тема 1. Музей как институт социальной памяти
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения
Тема 3. Проведение научных исследований активом
школьного музея
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия,
основные направления фондовой работы
Тема 5. Экспозиция школьного музея
Тема 6. Работа с аудиторией
Тема 7. Изучение истории школьного музея
Тема 8. Историческое краеведение
Тема 9. Военно-патриотическая работа
Тема 10. Организация и проведение исторических
экспедиций, поездок по местам боевой славы
Тема 11. Изучение истории школы
Подведение итогов

Кол-во
часов

1
2
2
2
4
3
3
4
4
4
2
2
1

Учебно – тематический план
историко-краеведческий кружок «Хранители памяти»
№
п\п

1

Тема занятия

Введение. Задачи, содержание и
значение работы
кружка «Школьный музей
ХРАНИТЕЛЬ ПАМЯТИ».

кол-во
часов

1

Дата проведения
по плану по факту

Формы
занятий

Лекционная
беседа

Тема 1. Музей как институт социальной памяти.
2
3

Происхождение музея. Профили и
типы музеев.
Специфика школьного музея как
центра музейно-педагогической и
краеведческой работы в школе.

1
1

Лекционная
беседа
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения.
4

5

Понятия: музейный предмет –
предмет музейного
назначения – экспонат.
Классификация музейных
предметов.
Способы изучения музейных
предметов.

1

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея.
6
7

Экспедиции и краеведческие
походы - основная
форма комплектования фондов.
Способы комплектования фондов
школьного музея.

1
1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления
фондовой работы.
8
Фонды школьного музея и их
1
Лекционная
значение
беседа,
практическое
занятие в
помещении
9
Комплектование музейных
1
Лекционная
фондов.
беседа,
практическое
занятие в
помещении
10 Учёт музейных фондов.
1
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
11 Хранение музейных фондов.
1
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Тема 5. Экспозиция школьного музея.
12

Понятия: экспонат,
экспозиция, экспозиционный
комплекс.

1

13

Выставка как актуальная для
школьного музея
форма презентации его
коллекций.

1

14

Этапы создания экспозиции.
Тексты в экспозиции –
виды и функции, правила
составления.

1

Тема 6. Работа с аудиторией.
15

Понятие: аудитория школьного 1
музея. Разнообразие

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа

16

17

форм работы с аудиторией.
Основные требования к
музейной экскурсии и
этапы её подготовки.
Работа экскурсовода.

1

1

Тема 7. Изучение истории школьного музея.
18

Школьный музей как источник 1
изучения родного края.

19

История создания школьного
музея
Фонды и экспозиции
школьного музея.

20

1
1

21

Направления работы
1
школьного музея,
исследовательская
деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение.

22

Историческое краеведение как
наука. Объекты изучения.
Записи историкокраеведческих наблюдений.

1

24

Как проводить беседы с
очевидцами исторических
событий и записывать их
воспоминания.

1

25

Изучение и охрана
памятников, связанных с
историей борьбы нашего

1

23

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие
Лекционная
беседа
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,
практическое

народа за свою
независимость в годы Великой
Отечественной войны.
Тема 9. Военно-патриотическая работа.

занятие в
помещении

26

Воспитательное значение
военно-патриотической
работы.

1

27

Учителя школы – ветераны и
труженики тыла Великой
Отечественной войны.

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Практическое
занятие

28

Пропаганда героических
подвигов советских и
российских воинов.

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении

29

Ученики школы – защитники
Отечества. Герои СВО.

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок местам
боевой славы.
30 Как организовать
1
Лекционная
историческую экспедицию.
беседа,
практическое
занятие
31

Как организовать поездку по
местам боевой славы.

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие

Тема 11. Изучение истории школы.
32

Основные события в жизни
школы. Учителя школы.

1

33

История деятельности
пионерской и комсомольской

1

Лекционная
беседа,
практическое
занятие в
помещении
Лекционная
беседа,

34

организаций по экспозиции
школьного музея.
Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению.
Защита исследовательских
работ по краеведению

практическое
занятие дома.

1

Практическое
занятие в
помещении

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и
отвечающего правилам СанПин;
- регулярное посещение занятий обучающимися;
- технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
- методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная
литература, методические разработки.);
- наличие материальной базы: экспонаты, на занятиях предусмотрено
использование ноутбука.
Информационное обеспечение представлено аудио-, видео-, фото-, интернетисточниками.
Для реализации программы используется разнообразный дидактический
материал, в том числе разработанный педагогом для данной программы и
рекомендованный образовательной организацией к использованию в
образовательном процессе.
Текущая аттестация обучающихся проводится в формах:
- выполнение индивидуальных и групповых заданий;
- защита проектов, творческих работ, презентаций;
- решение познавательных заданий;
- решение проблемных вопросов;
- анализ документов;
- составление исторических прогнозов;
- оставление обобщающей таблицы;
- составление схемы;
- дифференцированный зачёт.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты
творческих проектов.

Список литературы информационное обеспечение

Для педагога
А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
Воспитательная система массовой школы. Под ред. И. М.1992 год.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л.
Селиванова. М. 2005 год.
М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной
работы в школе». 2004 год. №1
Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея.
Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
А., А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11
классы. М., «Вако», 2006 год
«Краеведение».г. Москва. Просвещение, 1987г
«Музееведение». Музеи исторического профиля: Учебное пособие под ред. Е.Г.
Вансловой – М., 1995г
«Правила работы музеев по учёту и организации хранения письменных
документов Государственного архивного фонда СССР». М., 1990г
«Школьный музей». Методическое пособие В.Е. Туманов. – М: ЦДЮТ и КМО
РФ, 2003Стр. -154.
«Музеи района в помощь школе». Методическое пособие для преподавателей.
Для обучающихся и родителей
Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических
достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://www.ru-regions.ru/ (Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru (Электронная карта России).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».