Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Отдел Образования, молодёжи и спорта Администрации
Первомайского района Республики Крым
МБОУ «Первомайская школа № 1
Рассмотрено
на заседании ШМО
___________ Ткачук Н.С.
протокол № ____
от «___» _____ 2024г.
Согласовано
заместитель директора УВР
________ Ушакова О.В.
от «___» _____ 2024г.
Утверждено
Директор МБОУ
Первомайская школа № 1
________Клименко Н.В.
приказ №______
От «____»_________2024г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ИСТОРИИ»
6 класс
(Дамрин Георгий, Зозуля Антон, Фисина Валерия)
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Первомайское 2024г.
Пояснительная записка
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и
человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для
формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися
социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о "историческом
времени" и "историческом пространстве";
- формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых
других;
- формирование умения работать с "лентой времени";
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
В программе представлен интегративный курс: «Мир истории».
Программа по курс: «Мир истории» адаптирована для обучения лиц с
задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения исторического учебного
материала детьми с задержкой психического развития.
Представленная программа, по курсу: «Мир истории», отличается тем, что
предусматривает коррекционную направленность обучения.
УМК по курс: «Мир истории» для 6-х классов позволяет строить обучение с
учетом психологических и возрастных особенностей школьников ООО, на
основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность
обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания
дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной
образовательной программы по курсу: «Мир истории» для учащихся с ЗПР
очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени
обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет
развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное
образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных
возможностей в условиях инклюзивного образования.
Основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР в
соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его
развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий
специальные образовательные условия для максимальной реализации особых
образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания
на определенной ступени образования.
Коррекционно – развивающие задачи курса: «Мир истории».
- коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом их возможностей;
- формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья
и развития;
- выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не
только с ЗПР, добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность
совместного пребывания в коллективе;
- предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в
образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,
планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового
самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую
терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Содержание учебного предмета
1. Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и
дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни.
Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, области,
республики; национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные
символы Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской
Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
28.2.2. Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия:
вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь
(происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский
земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
28.2.3. Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика (элементарные представления на
конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор),
письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи
(виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
28.2.4. История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие
человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания,
отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.
Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ
жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований.
Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы
охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда
древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало
бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение
знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
28.2.5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
28.2.5.1. История освоения человеком огня, энергии.
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком.
Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда,
выплавка металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии.
Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов
Земли для жизни человечества.
28.2.5.2. История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.
Роль поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
28.2.5.3. История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги,
вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и
национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
28.2.5.4. История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
28.2.5.5. История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание.
Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота,
земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение
домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных
народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и
жизни человека.
28.2.5.6. История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды,
ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные
традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
28.2.5.7. История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы
изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в
ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов
для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление
одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена:
лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
28.2.5.8. История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком
морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм,
ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и
славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая
республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные
законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
- заполнение анкет;
- рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";
- составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
- составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством
педагогического работника);
- составление генеалогического древа (рисунок);
- рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
- изображение схем сменяемости времен года;
- составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени"
одного столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
- объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о
человеке и времени.
- чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
- рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов,
монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам;
- экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
- ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
- просмотр фильмов о культурных памятниках;
- викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я
и мои друзья", "Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в
котором мы живем", "История одного памятника", "История в рассказах
очевидцев", "Исторические памятники нашего города".
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Мир
истории
28.3.1. Минимальный уровень:
- понимание доступных исторических фактов;
- использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
- последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
- использование помощи педагогического работника при выполнении учебных
задач, самостоятельное исправление ошибок;
- усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
-адекватное реагирование на оценку учебных действий.
28.3.2. Достаточный уровень:
- знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
- использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
- участие в беседах по основным темам программы;
- высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
- понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или
с помощью педагогического работника;
- владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- владение элементами оценки и самооценки;
- проявление интереса к изучению истории.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№
п\п
1
Наименование темы,
разделов
Введение в мир ист
ории.
Кол-во
часов
1
2
Имя, отчество, семья,
родословная
человека.
4
Формировать
представление
об истории
появления имён; умение составлять полные
ответы на вопросы с помощью текста.
Выполнить
практическое
задание:
записать
ответы
на
вопрос
«Почему люди во все времена придавали особ
ое значение имени человека?»
3
Отчий дом. Наша
Родина – Россия.
6
Работа с картой. Работа с таблицей «Народы
России». Рисование флага и герба. Слушание
гимна. Просмотр видеофрагмент Обзор
достопримечательностей Москвы. Слушание
песен и стихов о Москве. Рисование
достопримечательностей.
4
О том, что такое
время и как его
изучают.
3
Составление цепочки единиц времени. Работа с
часами и календарём. Понятие (ориентировка):
давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас настоящее; завтра, через день, через месяц, через
год-будущее. Чтение и запись различных дат.
Обзор главных событий прошлого и текущего
веков.
5
Что изучает наука
история.
3
Работа с цитатами. Просмотр фрагментов
фильмов и мультфильмов с показом
исторических событий. Рассматривание и анализ
иллюстраций с изображением гербов, монет,
археологических находок.
6
История Древнего
мира.
4
Составление описательного устного рассказа по
иллюстрациям и опорным словам. Просмотр
видеофрагмента «Огонь». Составление устного
рассказа по иллюстрациям и опорным словам.
7
История вещей.
Занятия человека на
Земле.
7
Деятельность обучающихся
Формировать представление об истории, как о
науке о жизни природы и общества людей.
Выполнить практическое задание:
записать ответы на вопрос
«Почему надо изучать историю?»,
составить рассказ по плану.
Составление схемы «Виды мебели», рассказ по
схеме. Сравнение мебели разных исторических
эпох. Раскрашивание иллюстраций мебели.
Составление схемы «Профессии мебельного
производства». Составление устного рассказа об
этапах изготовления мебели. Составление
устного рассказа по иллюстрациям и опорным
словам.
8
Человек и общество.
6
Итого
34
Просмотр видеофрагментов «9 представлений о
Земле древними народами», «Как люди
открывали и изучали землю» / «Расширение
знаний о земле». Сравнение материальной и
духовной культуры. Заполнение таблицы о видах
искусства, устный рассказ по таблице. Просмотр
видеофрагмента «Духовная жизнь древнего
человека».