Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Отдел Образования, молодёжи и спорта Администрации
Первомайского района Республики Крым
МБОУ «Первомайская школа № 1
Рассмотрено
на заседании ШМО
_________Ткачук Н.С.
протокол № ____
от «___» _____ 2024г.
Согласовано
заместитель директора
УВР
________ Ушакова О.В..
от «___» _____ 2024 г.
Утверждено
Директор МБОУ
Первомайская школа № 1
________Клименко
Н.В.
приказ №_____
От «____»______2024 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПО «ИСТОРИИ»
индивидуальное обучение
обучающегося 8 класса
(Скочилова Вадима)
Количество часов 68 – с учетом 2 часа в неделю
Первомайское 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история. История
России» для 8 классе составлена в соответствии с правовыми и
нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении
ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г.
№632; от 18.05.2020 г. №249);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола №1\20 от
04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
КОНЦЕПЦИИ преподавания учебного предмета «История» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным
врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26;
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического
развития) 6-9 класс МБОУ Первомайская школа № 1, утвержденной приказом от
30.08.2024 №26 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального
общего, основного общего образования на 2024-2025 учебный год в МБОУ Первомайская
школа № 1»;
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина —
О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /
[А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение,
2014);
Предлагаемая рабочая программа по истории для 8 класса построена с учетом специфики
усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная
программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы,
отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных
особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
В программе представлен интегративный курс: всеобщей истории эпохи
Средневековья и Истории России с древнейших времён до конца XV в.
Программа по истории адаптирована для обучения лиц с задержкой психического
развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения исторического учебного материала
детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя
основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что
предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по истории для 8-х
классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных
особенностей школьников ООО, на основе принципа вариативности, благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной
программы по истории для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том,
что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где
каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное
качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных
возможностей в условиях инклюзивного образования.
Основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР в
соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и
образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ,
описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации
особых образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания на
определенной ступени образования.
Коррекционно – развивающие задачи курса «История»:
коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с
учетом их возможностей;
формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития;
выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не только с ЗПР,
добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в
коллективе;
предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и
социальную жизнь школы по месту жительства;
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование
деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
2.Общая характеристика учебного предмета «История»
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую
роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к
национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически
сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество. В процессе
обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных
исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых
событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути
российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,
ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Отбор
содержания курса истории производится с учетом психологических и социальновозрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным
образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы,
сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям
учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность
мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи,
направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий
для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются
неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней,
переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.
Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся
основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на
современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую
направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников
специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При этом как на уровне основного общего образования, так и в старших классах
изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие
учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков,
формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
3. Место предмета в учебном плане:
Содержание учебного предмета «История» для 6 класса изложено в ней в виде двух
курсов - «История России» и «История Средних веков».
На изучение предмета в 8 классе отведено 2 часа в неделю, 34 недели, всего68 часов. Из
них на историю Средних веков - 23 учебных часа, на историю России - 45 учебных часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования, изложенные в ФГОС:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности
содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к
миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как
мировоззрение и как культурный стереотип
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип
управляемого подхода от деятельности учебной к деятельности в жизненной ситуации;
принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы
спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений
творчества.
В соответствии с ФГОС предмет «История» должен способствовать формированию
функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться
своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения
истории в виде линий развития личности школьника.
5. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
«История»
В соответствии с ФГОС ООО результаты обучения истории, как и других школьных
предметов, условно подразделяются на личные, метапредметные и предметные.
Личностными результатами изучения курса истории в 8 классе являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVIII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования русской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся
под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и
навыки:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной;
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную (при помощи
педагога);
- использовать современные источники информации-материалы на электронных
носителях под руководством педагога;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, с помощью учителя выбирать основания и
критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических событий во времени, применение основных хронологических
понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих
её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
- описание характерных, существенных черт форм до государственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества,
религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей с опорой на конкретные примеры;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке
социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта данного периода;
- уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии.
6. Содержание учебного предмета «История». 8 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.
Введение
Век Просвещения
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и
распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и
Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция –
центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш.
Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер).
Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке.
Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и
общества. «Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в.
Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии.
Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в
отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и
Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти.
Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги.
Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические
изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного
труда машинным. Социальные и экономические последствия
промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих.
Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка.
Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в.
Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий.
Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II.
Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства:
политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью
итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего
развития, ослабление международных позиций.
Реформы в правление Карла III.
Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными
владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство
населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских
переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и
индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического
развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и
колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс
(1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание
регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие
Декларации независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение.
Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость.
Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение
завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в.
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции.
Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические
течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение
монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн
против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в
годы республики. Конвент и «революционный порядок управления».
Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ
«старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь.
Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории.
Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18–19 брюмера (ноябрь
1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.
Европейская культура в XVIII в.
Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков,
астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение
географических открытий. Распространение образования. Литература XVIII
в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм,
барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные
авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь
обитателей городов и деревень.
Международные отношения в XVIII в.
Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в
международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700–1721).
Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763).
Разделы Речи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против
революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в.
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения.
Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи
Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение
британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть
маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика
империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев.
Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран
Востока в XVIII в.
Обобщение
Историческое и культурное наследие XVIII в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII в.: ОТ
ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Введение
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в.
Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало
царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи.
Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований.
Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур. Создание
базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и
корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности.
Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы
меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение
подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его
роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах.
Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским
сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление
налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша),
городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы
надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления.
Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.
Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода.
Положение инославных конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти
XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в
начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой.
Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о.
Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на
берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход
Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского
начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы.
Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления,
гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости».
Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки.
Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись,
портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего
барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное
зерцало». Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы,
светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде,
развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в
русской культуре.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической
карьеры А. Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны
Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П.
Волын- ского, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах.
Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с
Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика.
Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков.
Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен.
Распространение монополий в промышленности и внешней торговле.
Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней
войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня
1762 г.
Россия в 1760–1790-х гг.
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи
Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.
Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии.
Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска
ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики.
Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные
грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство –
«первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей
сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в
губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в
налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация
управления на окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной
Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества.
Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.
Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах.
Укрепление веротерпимости по отношению к неправославным и
нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские
восстания. Формирование черты оседлости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне:
крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной
деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и
оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике
страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества,
помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд.
Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах.
Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности:
распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных
предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины,
Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.
Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская,
Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во
внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного
внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание
под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и
антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и
Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и
развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные
задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному
морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение
Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией.
Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя,
Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до
начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях
сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши
вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий
разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под
предводительством Т. Костюшко.
Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны.
Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских
привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов
«просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и
полицейского характера государства и личной власти императора. Акт о
престолонаследии и Манифест о «трехдневной барщине». Политика по
отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Меры в
области внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801
г.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и
Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в
Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и
литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы.
Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д.
И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян
в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой
светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей
с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России.
Распространение в России основных стилей и жанров европейской
художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие
русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа.
Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому
прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской
усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны
– главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая
Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья
Америки. Российско-американская компания. Исследования в области
отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие
русского литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова. М. В.
Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание
«новой породы» людей. Основание воспитательных домов в СанктПетербурге и Москве, Института бла- городных девиц в Смольном
монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства.
Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его
городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других
городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к
классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в
обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ф. Ф. Растрелли.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и
произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного
портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в
конце столетия.
Наш край в XVIII в.
Обобщение
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны:
знать/понимать
•
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, основные
этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX начала
XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей
сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
•
изученные виды исторических источников;
уметь
•
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
•
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
•
показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
•
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
•
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
•
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной
и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
понимания исторических причин и исторического значения событий и
явлений современной жизни;
•
высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира;
•
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
•
использования знаний об историческом пути и традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Обучающийся научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и
всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России
и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств в Новое время, об основных процессах
социально-экономического развития, о местах важнейших событий,
направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и
личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Нового времени.
Обучающийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое
и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего
города, края и т. д.
Учебно-тематический план история 8 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1800 ГГ.
23
1
Введение Мир к началу 18 века.
7
Тема .1 Рождение нового мира
4
Тема 2 Европа в век Просвещения
5
Тема 3 Эпоха Революций
Тема.4 Традиционные общества Востока. Начало европейской 6
колонизации
История России
Повторение тем 7 класса
Тема 1 Введение.
Тема 2 Россия в эпоху преобразований Петра I.
Тема 3 Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых
переворотов
Тема 4 Российская империя при Екатерине II.
Тема 5 Россия при Павле I.
Тема 6 Культурное пространство Российской империи в XVIII
веке.
Итого
45
4
1
13
5
11
2
9
68
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.,«Новая история» издательство
«Просвящение», 2016год.
2.
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История
России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М.,
«Просвещение», 2016 г
3.
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История
России. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
4.
Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А.
Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
5.
История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В.
Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
6.
Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы /
М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
7.
Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия
для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение,
1972;
8.
Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. ВЛАДОС-пресс, 2001 год.
9.
Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 8 класс тесты для
текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону,
ЛЕГИОН, 2009г.
10. Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М:
Вентана-Граф, 2011 год.
11. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для
учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
12. CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия
13. Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4.
14. CD-ROM Вехи истории энциклопедия
15. CD-ROM История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция
1С
16. CD-ROM Энциклопедия история России 862-1917
17. CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
18. CD-ROM Русский музей живопись