обществознание

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Отдел Образования, молодёжи и спорта Администрации
Первомайского района Республики Крым
МБОУ «Первомайская школа № 1

Рассмотрено
на заседании ШМО
___________ Ткачук Н.С.
протокол № ____
от «___» _____ 2024г.

Согласовано
заместитель директора
УВР
________ Ушакова О.В.
от «___» _____ 2024г.

Утверждено
Директор МБОУ
Первомайская школа № 1
________Клименко Н.В.
приказ №______
От «____»_________2024г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.2)
индивидуальное обучение обучающегося 6 класса
(Торбин Герман)

Количество часов: всего – 34 (из расчета 0,5 учебный час в неделю и 0,5 час для
самостоятельного обучения).

Первомайское 2024 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 5-9 классов
обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года №
273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
Редакция от
19.02.2018 (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.03.2018);
2. Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Минпросвещения от 16.11. 2022 г. № 992 “Об утверждении
федеральной
образовательной программы основного общего образования”;
4. Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. N 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для
обучающихся с ОВЗ»;
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
7. Приказ Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников»;
8. Приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822);
9. Адаптированная образовательная программа основного общего
образования для детей с ОВЗ вариант 5.2 МБОУ Первомайская школа № 1
пгт.Первомайское, Первомайский район, Республика Крым.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Федеральной рабочая программа по обществознанию составлена на основе
содержания общего образования и требований к результатам основного общего
образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область
«Общественнонаучные предметы». Обществознание является одним из основных
гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о
человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно
освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики,
социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя
внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у
обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи
учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной
компетенции обучающихся с ТНР, обеспечивая возможность применения
полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для
содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в
обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует
адаптации обучающихся с ТНР подросткового возраста к условиям динамично
развивающегося современного общества в целом.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким
учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы духовнонравственной культуры народов России», «География», «Биология» и другие, что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным
предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового ­самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с
отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен
интеллект, но наблюдается различной степени речевая дисфункция, влияющая на
становление психики.
Становление речи у такого ребенка затруднено и требует большего времени для
овладения родным языком: развитие фонематического слуха и формирование
навыков произнесения звуков родного языка, овладение словарным запасом и
правилами синтаксиса, понимание смысла произносимого.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи:
звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический
слух
(недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический
строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в
предложении).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей

познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на
уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у
детей вторичный компонентов.
Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они
моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью
движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют
пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение
задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи
нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация,
замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность,
агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в
налаживании контактов со своими сверстниками
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения
социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью.
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей
областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
- возможность адаптации основной образовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учётом
необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных
навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий, обучающихся с ТНР;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация
партнерских отношений с родителями.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке
освоения АООП ООО (5.2) являются:
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
• коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений
чтения и письма;

• развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
• обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся
с ТНР:
- инструкция учителя для освоения технологии работы;
- переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону
ближайшего развития ученика;
- упрощение системы учебно-познавательных задач;
- опора на жизненный опыт ребёнка;
- использование наглядных, дидактических материалов (наглядно-действенный
характер содержания образования);
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схемаалгоритм;
- реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных
индивидуальных форм преподнесения заданий;
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и
дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы
алгоритма;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
- «пошаговое» предъявление материала;
- использование специальных методов, приемов и средств;
- дозированная помощь взрослого;
- использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- использование формы внеклассной работы КВН;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 5 по 9 класс.
Общая недельная нагрузка в 6-8 классах обучения составляет 1 час, в 9 классе 2
часа в неделю.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения
социальных контактов;
 обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
 применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий,
визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке
освоения программы для обучающийся с ОВЗ (вариант 5.2) являются:
 коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
 коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений
чтения и письма;
 развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
 обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных- гибкое варьирование
организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
предметных областей, использования соответствующих методик и технологий;
 индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР.
Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание» представлены в
соответствующей Федеральной рабочей программе основного общего
образования.
Коррекционные задачи обучения детей с ТНР:
 создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя
из его образовательных способностей и интересов;
 развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный
раздаточный материал;
 развить навыки чтения и образно-эмоциональную речевую деятельность;

 повышение мотивации к обучению;
 коррекция нарушений устной речи;
 коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
 развивать сознательное использование языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
 научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем:
анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению
предпосылок (т.е. анализ условий, обоснование, выявление причин);
 формирование произвольной регуляции;
 обучать умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики.
Дифференцированная помощь для обучающихся:
 инструкция учителя для освоения работы с материалом;
 переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону
ближайшего развития ученика;
 опора на жизненный опыт ребёнка;
 итог выступления обучающихся по алгоритму-сличения для обсуждения
анализа ответа;
 включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;
 использование более широкой натуральной наглядности, иллюстративной и
словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных
примеров и упражнений, дидактических материалов;
 использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и
дополнительных источников знаний опорной алгоритм-сличения, опорной схемы
алгоритма;
 использование дифференцированных заданий по объему, уровню, видам
предлагаемой помощи;
 индивидуальный темп обучения;
 использование ИКТ.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в
обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное
участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию
в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы
в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества,
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и

других, не осуждая, сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических
задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
родного края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных
и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне основного общего образования
обучающиеся с ТНР смогут овладеть познавательными универсальными
учебными действиями, коммуникативными универсальными учебными
действиями, регулятивными универсальными учебными действиями, совместной
деятельностью.
Овладение базовыми логическими действиями как частью познавательных
универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать с опорой на источник информации существенные
признаки социальных явлений;
выявлять после предварительного анализа дефицит информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически рассуждать,
и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи при
изучении общественных явлений и процессов;
применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения учебных и
познавательных задач;
использовать смысловое чтение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение базовыми исследовательскими действиями как частью познавательных
универсальных учебных действий:

использовать вопросы как инструмент познания;
формулировать с помощью уточняющих вопросов гипотезу об истинности своего
суждения, аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,
мнение;
проводить по совместно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения;
формулировать с помощью педагога обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования, использовать инструменты оценки
достоверности полученных выводов, обобщений;
прогнозировать с помощью педагога возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Овладение умением работать с информацией как частью познавательных
универсальных учебных действий:
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
запоминать и систематизировать информацию;
применять предложенные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать и анализировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
выбирать с помощью педагога оптимальную форму представления информации;
оценивать надежность информацию по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Овладение умением общения как частью коммуникативных универсальных
учебных действий:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое
мнение.
Овладение умением совместной деятельности
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
осознавать значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей;

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Овладение умением самоконтроля, эмоционального интеллекта как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и с помощью педагога предлагать план ее изменения;
видеть и объяснять с помощью педагога причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в
учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
вносить коррективы в деятельность при возникновении трудностей, которые
могут
возникнуть при решении учебной задачи;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций;
принимать себя и других, не осуждая;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Федеральной
программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и
личностного развития, обучающихся с ТНР.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в
целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского
права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (5–9 классы) должны обеспечивать:
1) освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы
знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с
другими людьми, важности семьи как базового социального института;
характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе

нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной
и политической сферах жизни общества;
основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего);
системе образования в Российской Федерации; основах государственной
бюджетной и денежно- кредитной, социальной политики, политики в сфере
культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
2) умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов
России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт;
3) умение с использованием различных источников приводить примеры (в том
числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов,
явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе
связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
4) умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции;
6) умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования,
опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости

правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах
общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и
инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том
числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных
правовых актов;
умение составлять на их основе план, преобразовывать под руководством
учителя текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом;
Используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни
для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина,
прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего

хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и
традиций народов России.
Предметные результаты освоения программы по обществознанию по
окончанию 6 класса должны обеспечивать:
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Человек и его социальное окружение осваивать под руководством педагога и
применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся,
общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими
людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на
примерах семьи, семейных традиций; характеризовать после предварительного
анализа основные потребности человека, показывать их индивидуальный
характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и
его значение для человека и общества;
приводить на основе визуального материала примеры деятельности людей, её
различных мотивов и особенностей в современных условиях; положения
человека в группе;
конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений
конфликтов;
проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать после предварительного анализа по разным признакам виды
деятельности человека, потребности людей;
сравнивать по опорной схеме понятия «индивид», «индивидуальность»,
«личность»;
свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязи людей в малых
группах;
целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

использовать с опорой на источник информации полученные знания для
объяснения сущности общения как социального явления, познания человеком
мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования,
значения личного социального опыта при осуществлении образовательной
деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
определять с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт
своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к
различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам
неформального общения подростков;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и практические
задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности
отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том
числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять по предложенному образцу на их основе план, преобразовывать с
помощью педагога текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать под руководством педагога информацию о связи поколений в
нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и
обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в
ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту,
активного участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём осваивать под руководством педагога и
применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе;
процессах и явлениях в экономической жизни общества;
явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной
власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;
характеризовать с опорой на план устройство общества, российское государство,
высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные
российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного
общества;

приводить с опорой на источник информации примеры разного положения людей
в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
классифицировать с помощью педагога социальные общности и группы;
сравнивать после предварительного анализа социальные общности и группы,
положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать под руководством педагога взаимодействия общества и природы,
человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и
общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека
и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и практические
задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести
свой вклад в решение экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;
извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о человеке и
обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать после предварительного анализа собственные поступки и поведение
других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение
традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры
и традиций народов России.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные).
Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и

социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение
в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной
жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического
развития.
Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей
страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный
Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI
века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского
народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций.
№
п\п

VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование
разделов и
тем
программы

Колво
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
Библиотека ЦОК
Социальное
6
https://m.edsoo.ru/7f4152
становление
94
человека
Библиотека ЦОК
Деятельность
4
https://m.edsoo.ru/7f4152
человека.
94

Деятельность учителя с
учетом
Рабочей программы
воспитания
Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному

Учебная
деятельность
школьника
Общение и его роль в
жизни
человека
Человек в
малой группе

Общество
—
совместная
жизнь людей
Положение
человека в
обществе
Роль
экономики в
жизни
общества.
Основные
участники
экономики
Политическая
жизнь

2
8

восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя,
Библиотека ЦОК
привлечению их внимания
https://m.edsoo.ru/7f4152
к
94
обсуждаемой на уроке
информации, активизации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4152 их
познавательной
94
деятельности;
побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации.

Раздел 2. Общество, в котором мы живём

2

Культурная
жизнь

1

Развитие
общества

3

Защита проектов,
итоговое повторение

4

Библиотека ЦОК
включение в урок игровых
https://m.edsoo.ru/7f4152 процедур, которые
94
помогают
поддержать мотивацию
обучающихся к
Библиотека ЦОК
получению
https://m.edsoo.ru/7f4152 знаний, налаживанию
94
позитивных
межличностных
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4152 отношений в классе,
помогают
94
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
установление
доверительных
Библиотека ЦОК
отношений между
https://m.edsoo.ru/7f4152
педагогическим
94
работником и
Библиотека ЦОК
обучающимися,
https://m.edsoo.ru/7f4152
способствующих
94
позитивному восприятию
Библиотека ЦОК
обучающимися
https://m.edsoo.ru/7f4152
требований и
94
просьб педагогического
Библиотека ЦОК
работника, привлечению
https://m.edsoo.ru/7f4152
их
94
внимания к обсуждаемой
на

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности;
инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательских
проектов, что даст
обучающимся
возможность приобрести
навыки
самостоятельного
решения
теоретической проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,
уважительного отношения
к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания
своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».