МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
______/
Протокол №___
от «___»____20
г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______ / О.В.Ушакова/
«__»_________20 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
Первомайская школа № 1
_________ / Н.В.Клименко
/
Приказ № __ от «___»20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФГОС
(ID 4938814)
Родной язык(русский)
(название предмета)
5-9класс
Составитель программы
Полухина Т.В.
РАССМОТРЕНО
Назаседании
педагогического совета
Протокол №___
от «___»____202 г.
пгт Первомайское
2024 год
Рабочая программа составлена на основе: ФГОС ООО,
Примерной
программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования,
одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. №
3/20)
Авторы:
Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
М. А. Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Ж.Н. Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Название программы:
«Родная
литература
Примерная программа по учебному предмету
(русская)»
для
образовательных
реализующих программы основного общего образования
Учебник: Авторы:Количество часов в год: 34; по 1 часу в неделю.
2
организаций,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
•
осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
•
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
уважительное отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
•
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира творческой деятельности
эстетического характера; осознание значимости художественной культуры
народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности,
3
активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах;
•
неприятие
любых
нарушений
социальных
(в
том
числе
моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению
и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать
сформированность
универсальных
учебных
действий:
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
•
аналогии,
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
4
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
•
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий; развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
•
понимание
значимости
родной
русской
литературы
для
вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на
основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
•
проявление ценностного отношения к родной русской литературе
как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского
народа в контексте единого исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
5
понимание
•
наиболее
ярко
воплотивших
национальную
специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей,
в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и
•
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве
и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и
•
культуры в контексте культур народов России и всего человечества;
понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом;
развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение
•
различными
способами
постижения
смыслов,
заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание
собственных
текстов, содержащих
суждения
и
оценки
по
поводу
прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской
•
литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом
самосовершенствовании;
умение
формировать
и
обогащать
собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения
•
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
•
формирование умения выделять проблематику русских народных
и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития
6
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога
культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского
национального
сознания
культурных
и
нравственных
смыслов
в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
•
формирование представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных
ценностях;
•
формирование
начальных
представлений
о
русском
национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о
проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;
формирование
начальных
представлений
о
проектно-
исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных
умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
•
развитие умения выделять проблематику русских былин и
былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на
уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о русском севере и русской зиме;
7
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском
доме;
•
развитие представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах
русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному
плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками
информации и овладения простейшими способами её обработки и
презентации.
Третий год обучения. 7 класс
•
развитие
умения
выделять
проблематику
и
понимать
эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и
лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
8
традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских
умельцах и мастерах;
•
развитие представлений о русском национальном характере,
истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины;
о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного
текста
по
предложенному
плану
и
воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики
героев,
ответа
на
проблемный
вопрос;
под
руководством
учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
•
развитие
умения
выделять
проблематику
и
понимать
эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой
русской реке Волге;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве
душ русских людей;
9
•
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический
анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений
самостоятельной
проектно-исследовательской
деятельности
и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
•
развитие
эстетическое
умения
своеобразие
выделять
произведений
проблематику
разных
и
жанров и
понимать
эпох
об
Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных
идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе
Петербурга и российской степи в русской литературе;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме
как вечной ценности;
•
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских
эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в
книгах о прощании с детством;
10
•
развитие
умений
осознанно
воспринимать
художественное
произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле
собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и
идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые
историко-культурные
комментарии
и
собственные
тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других
искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя
для
себя
актуальную
и
перспективную
цели
чтения
художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Первый год обучения (34 ч)
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (3 ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
11
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2 ч)
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (4 ч)
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (3 ч)
12
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (3 ч)
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Второй год обучения (34 ч)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (3 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из
книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (3 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
13
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (3 ч)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
14
О ваших ровесниках (3 ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Третий год обучения (34 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (3 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
15
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
16
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Четвёртый год обучения (34 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
17
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
18
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Пятый год обучения (34 ч)
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»).
Д.
С.
Самойлов.
«Над
Невой»
(«Весь
город
в
плавных
разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
19
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
20
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (5 класс)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные
Преданья старины глубокой сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная
сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Города земли русской
Родные просторы
Москва в произведениях русских
писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади»
Русский лес:
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
А. В. Кольцов. «Лес»
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без
21
9
3
3
2
Количество
часов
перерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество:
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент)
Праздники русского мира
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»
А. И. Куприн. «Бедный принц»
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Семейные ценности:
И. А. Крылов. «Дерево»
Тепло родного дома
И. А. Бунин. «Снежный бык»
В. И. Белов «Скворцы»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Отечественная война 1812 года:
Родина
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь»
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)
Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жукаЗагадки русской души
носорога» (солдатская сказка)
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»
Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
О ваших ровесниках
(фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
Родной язык, родная речь:
Лишь слову жизнь дана
И. А. Бунин. «Слово»
В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
1
3
9
5
3
1
2
9
2
3
2
1
1
2
Второй год обучения (6 класс)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри и
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Былинные сюжеты и герои в русской
Преданья старины глубокой
литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец былин»
22
9
3
Количество
часов
Города земли русской
Родные просторы
Русский Север - Архангельск в русской
литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»)
Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»
3
2
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…»
Праздники русского мира
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа»
Тепло родного дома
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
1
3
9
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Не до ордена – была бы
Севастополе»
Родина
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
О ваших ровесниках
«Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке:
1
2
9
23
4
4
2
3
2
1
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
1
2
Третий год обучения (7 класс)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
9
Русские народные песни (исторические и
лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе:
3
Преданья старины глубокой
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
2
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»
Родные просторы
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху»
Праздники русского мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Родина
24
3
1
3
9
5
3
1
2
9
3
Количество
часов
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Загадки русской души
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
О ваших ровесниках
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
2
2
1
1
2
Четвертый год обучения (8 класс)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Преданья старины глубокой О. А. Ильина. «Во время грозного и
злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(главы из романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
Города земли русской
понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
Родные просторы
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил»
25
9
3
2
3
Количество
часов
(фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро,
утренний канон…»
Праздники русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
Тепло родного дома
(главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Родина
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Загадки русской души
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
О ваших ровесниках
(главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
Лишь слову жизнь дана
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
1
3
9
4
4
1
2
9
2
2
3
1
1
2
Пятый год обучения (9 класс)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две
Преданья старины глубокой грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
26
9
3
Количество
часов
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
Города земли русской
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…» (русская народная
Родные просторы
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
яблок»
Праздники русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
юности» (главы)
Тепло родного дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
27
3
2
1
3
9
4
4
1
2
9
2
3
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
О ваших ровесниках
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
Лишь слову жизнь дана
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Загадки русской души
28
2
1
1
2