1. волонтерство (2)

Отдел Образования, молодёжи и спорта Администрации
Первомайского района Республики Крым
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская школа № 1 Первомайского района Республики Крым»

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. Директора по ВР
___________Тарасенко Е.В.
от « » августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ
Первомайская школа №1
____________Н.В.Клименко
приказ №
от « » августа 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛОНТЁРЫ»

Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Направленность: социально-гуманитарное
Количество часов: 34 часа
Уровень: базовый
Составитель (разработчик):
Семёнова Елизавета Анатольевна

Первомайское, 2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волонтёры»
имеет
социально-гуманитарную
направленность
и
предназначена для обучающихся 15-17 лет.
Данная программа разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
3.
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
4.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
5.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);
6.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
7.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
8.
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
10. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
2

11. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
12. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
16. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
18.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
19. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
20. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
21. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
22. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
23. Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г.
№ 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сфере при формировании государственного социального заказа на оказание
3

государственных услуг в социальной сфере на территории Республики
Крым»;
24. Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных
к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета
об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
25. Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
26. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
27. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования
по использованию российского программного обеспечения при
взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными
представителями)»;
28. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
29. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
4

Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
30. Устав
«Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Первомайская школа №1 Первомайского района Республики
Крым»
31. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах
дополнительного
образования
«Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Первомайская школа №1 Первомайского района Республики Крым».
Программа имеет социально-гуманитарную направленность
Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что
в настоящее время вовлечение детей в добровольческую (волонтёрскую)
деятельность – одно из приоритетных направлений современной
государственной молодёжной политики.
Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется
созданию безопасного информационного контента добровольческой
направленности в процессе освоения программы.
Так же, так как одной из задач реализации программы является укрепление
семейных ценностей, на проводимых мероприятиях допускается присутствие
младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14
лет), а на акциях (форма практических занятий) – присутствие родителей.
Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и
укреплять человеческие ценности; способствуют личностному росту и
развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся
добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и
акций, общения с различными характеристиками населения, что
впоследствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Отличительные особенности программы заключаются в том;
•
формировании нравственных ценностей, активной гражданской
позиции через новые формы работы с детьми и молодёжью;
•
развитии волонтёрского (добровольческого) движения;
•
получении подростками новых знаний;
•
развитии навыков общественной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что для
проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы
досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела,
которые направлены на проявление творческих способностей, умение
работать в команде, активное участие каждого. Важной особенностью
данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются
родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее
семейные ценности и формирующие здоровую среду для развития
5

полноценной, самодостаточной личности ребёнка. Очень важной
отличительной
особенностью
программы
является
привязанность
содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из
различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно
пополнять и закреплять знания и практические навыки обучающихся.
Педагогическая целесообразность заключается в развитии интереса к
волонтёрской деятельноси, формирует у обучающихся активную
гражданскую позицию.
Адресат программы
Данная программа предназначена для социально активных обучающихся в
возрасте 15-17 лет.
Размер группы – 10 мест. Зачисление на обучение по программе
осуществляется без предъявления особых требований к обучающимся в
течение всего учебного года по заявлению родителя (законного
представителя) несовершенного ребёнка.
Объём и срок освоения программы
Объём программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса опирается на следующие
принципы:
- добровольность;
- участие обучающихся в программе на добровольных началах;
- доступность;
- подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия
целевой группы;
- позитивность;
- положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих,
действительность;
- последовательность;
- подача материала осуществляется поэтапно;
- дозированность;
- информация не превышает запрос целевой группы;
непрерывность и систематичность;
- осознание обучающимися волонтёрского движения личностной и
социальной значимости их деятельности.
Организационные формы обучения.
Состав группы обучающихся – постоянный.
Программы «Волонтёры» предусматривает теоретические, практические и
индивидуальные занятия;
Теоретические занятия – проводятся в виде групповых, развивающихся,
профилактических, обучающих и тренинговых занятиях, учёбах, сборах,
бесед и т.д. Практические занятия – проводятся виде мини – тренингов, игр,
6

конкурсов, опросников, акций, дискуссии и т.д. Оформление
информационных стендов, плакатов, листовок и т.д. Индивидуальные
занятия проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном
порядке.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Общее количество
часов в неделю – 1 час. Занятие проводится 1 раз в неделю.
1.2. Цели и задачи программы
Цель – формирование морально – нравственных, гражданскопатриотических качеств личности школьников через вовлечение их в
волонтёрскую деятельность.
Задачи:
•
Обучение навыкам проведения профилактической работы в
молодежной среде.
•
Вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной
помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей
•
Повышение чувства ответственности у детей при выполнении
общественных поручений.
•
Распространение волонтёрского движения в школе.
•
Привлечь общественное внимание к проблемам пожилых и
нуждающихся в помощи людей, проблемам села
•
Воспитывать у обучающихся такие нравственные понятия, как
«ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие»,
«уважение
человеческого
достоинства»,
«милосердие»,
«доброжелательность», «сопереживание».
1.3. Воспитательный потенциал программы

•
•
•
•
•

Включение воспитательного компонента в содержание дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ направлено на
формирование у детей и молодёжи:
общероссийской гражданской идентичности;
патриотизма;
гражданской ответственности;
чувства гордости за историю России;
воспитания культуры межнационального общения.

7

№
п/п

Название раздела,
темы

1.4. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контрол
я
1
1
0
Наблюдение
Тестирование
Диагностика
Диагностическая
игра

1.1 Введение. Правила
техники
безопасности и
противопожарной
защиты, санитарии
и гигиены
2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения
2.1 Социальная работа
1
1
0
Анкетирование
и социальное
Опрос
служение. История
добровольчества.
2.2 Волонтёрство как
1
1
0
Тестирование
институт
Диагностика
формирования и
развития
социальной
активности
молодёжи
2.3 Мотивация
2
1
1
Анкета
волонтёрской
Наблюдение
деятельности. Роль
Беседа
Волонтёрство в
личностном
развитии
3.Игровые технологии в работе волонтёра
3.1 Игробаза
2
1
1
Контрольное
упражнение
Наблюдение
3.2 Игровая программа
2
1
1
Творческая работа
Наблюдение
3.3 Организация
2
1
1
Организация и
игровых досуговопроведение
массовых
благотворительных
мероприятий,
акций
детских праздников
Наблюдение
4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ
4.1 Искусство говорить
2
1
1
Беседа
«Нет». Возможные
Тестирование
способы отказа от
Наблюдение

8

4.2

4.3

5.1

5.2
5.3

6.1

6.2

7.1
7.2

не желательного
предложения,
действия. Встреча с
психологом
Разработка и
1
0
1
Беседа
проведение игр,
Анкетирование
викторин и
презентаций по
профилактике
зависимостей.
Компьютерная,
2
1
1
Опрос
игровая
Анкетирование
зависимости.
Наблюдение
Разработка и
проведение
мероприятий по
профилактике.
5.Информационные технологии в работе волонтёров
Презентация.
2
1
1
Творческое задание
Принципы
создания, способы и
правила
демонстрации
Информационный
2
1
1
Конкурс работ
буклет. Принципы и
алгоритм создания.
Листовка-флаер.
2
1
1
Творческое задание
Принципы и
алгоритм создания.
6.Основы проведения социальных дел
Организация
2
1
1
Проведение акций
социальных дел
Моделирование
гражданскоситуаций
патриотической
направленности
Социальная акция.
2
1
1
Организация
Разработка и
мероприятия.
проведение
Защита проекта
социальных акций.
7.Психологическая подготовка волонтёра
Особенности
2
1
1
Опрос
работы с младшими
Тестирование
школьниками
Тренинг
1
0
1
Беседа
9

личностного роста

Наблюдение
Диагностика
Тестирование
Опрос
Тестирование

7.3 Тренинг
1
0
1
коммуникативных
навыков
7.4 Тренинг
1
0
1
толерантности
7.5 Особенности
1
1
0
работы с младшими
школьниками
8.Специальная подготовка волонтёров
8.1 Особенности
1
0
1
Организация
работы с
мероприятия
ветеранами и
Устный анализ
пожилыми людьми
самостоятельной
деятельности
8.2 Особенности
1
0
1
Организация
работы с людьми
мероприятия
ОВЗ
Наблюдение
Устный анализ
самостоятельной
деятельности
34
16
18
Итого
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория: Введение. Правила технике безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой.
2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения (4
часа)
Теория: Социальная работа и социальное служение. История
добровольчества. Волонтёрство как институт формирования и развития
социальной активности молодёжи. Роль волонтёра в решении социальных
проблем местного сообщества.
Практика: Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в
личностном развитии.
3.Игровые технологии в работе волонтёра( 6 часов)
Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников.
4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ (5 часов)
10

Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором
КДН. «Умение отказаться». Встреча с психологом. Профилактика
алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.
Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение
программ по профилактике.
5.Информационные технологии в работе волонтёров (6 часов)
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы
создания.
6.Основы проведения социальных дел (4 часа)
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация
социальных дел гражданско-патриотической направленности.
7.Психологическая подготовка волонтёров (6часов)
Теория: Особенности работы с младшими школьниками. Психологические
особенности людей пожилого возраста.
Практика: Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков.
Тренинг толерантности.
8.Специальная подготовка волонтёров (2 часа)
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и
многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и
многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
1.5. Планируемые результаты
Личностные:
- формирование активной гражданской позиции, положительного отношения
молодёжи к добровольческой деятельности;
- воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно
служить обществу, толерантности, милосердию, доброты, отзывчивости,
сохранении и укреплении здоровья.
Метапредметные:
- развитие у молодёжи способности к личностному самоопределению и
творческой самореализации:
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских
способностей;
- развитие творческие способности, потребность в саморазвитии;
- развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в
команде;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми
различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности.
11

Предметные:
- обучение молодёжи знаниям и умениям, необходимым для участия в
волонтёрской деятельности;
- знакомство с историей существующей практикой реализации социальнозначимых проектов субъектами волонтёрской деятельности;
- обучение основным способам организации социально-значимой
деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование,
реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам
проведения некоторых досуговых форм;
- специальная подготовка волонтёров по работе с людьми различных
социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья,
подростки девиантного поведения и т.д.).
Результаты в перспективе:
- развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных
добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и
количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую
добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в
криминогенную среду;
- обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых
механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности,
предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы
молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к
информации о проблемах общества, создание необходимых условий для
более эффективного участия граждан и организаций в решении социально
значимых проблем);
- формирование основ духовно-нравственного и патриотического
воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни
молодого поколения России.

12

№

Месяц

1 сентябрь

2 сентябрь

3 сентябрь

4 сентябрь
октябрь

5
6

октябрь
октябрь
ноябрь

7

ноябрь

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 календарный учебный график 2024-2025 год
Дата Кол-во Время
Тема
Место
Форма
часов
провед
контроля
ения
15:00- Введение.
МБОУ Тестирование
15:45
Правила
Первом Диагностическ
(четверг техники
айская
ая игра
)
безопасности и школа
противопожарн
№1
ой защиты,
санитарии и
гигиены.
Социальная
Анкетирование
работа и
Опрос
социальное
служение.
История
добровольчеств
.
Волонтёрство
Тестирование
как институт
Диагностика
формирования
и развития
социальной
активности
молодёжи
Мотивация
Беседа
волонтёрской
Тестирование
деятельности.
Роль
волонтёрства в
личностном
развитии
Игробаза
Беседа
Игровая
Творческая
программа
работа
Наблюдение
Организация
Наблюдение
игровых
досуговомассовых
мероприятий,
детских
13

8

ноябрь

9

ноябрь

1
0

декабрь

1
1

январь

1
2

январь

1
3

январь

праздников
Искусство
говорить:
«Нет».
Возможные
способы отказа
от
нежелательног
о предложения,
действия.
Встреча с
психологом.
Искусство
говорить:
«Нет».
Возможные
способы отказа
от
нежелательног
о предложения,
действия.
Разработка и
проведение
игр, викторин и
презентаций по
профилактике
зависимостей
Компьютерная,
игровая
зависимости.
Разработка и
проведение
мероприятий
по
профилактике.
Презентация.
Принципы
создания,
способы и
правила
демонстрации
Информационн
ый буклет.
Принципы и

Беседа
Тестирование

Опрос

Беседа
Анкетирование
Творческая
работа
Анкетирование
Творческая
работа

Творческое
задание

Творческое
задание
14

1
4

февраль

1
5

февраль

1
6

февраль
март

1
7

март

алгоритм
создания
Листовкафлаер.
Принципы и
алгоритм
создания
Организация
социальных дел
гражданскопатриотическо
й
направленност
и
Социальная
акция.
Разработка и
проведение
социальных
акций.
Особенности
работы с
младшими
школьниками
Тренинг
личностного
роста
Тренинг
коммуникативн
ых навыков
Тренинг
толерантности

апрель

1
8

апрель

1
9

апрель

2
0

апрель

2
1

май

2
2

май

Итого

34 часа

Особенности
работы с
ветеранами и
пожилыми
людьми
Особенности
работы с
людьми ОВЗ

Творческое
задание

Проведение
акций

Организация
мероприятий
наблюдение

Беседа
Тестирование
Беседа
Наблюдение
Диагностика
Беседа
Наблюдение
Диагностика
Беседа
Наблюдение
Диагностика
Беседа

Беседа

2.2 Условия реализации программы
15

Материально – техническое обеспечение
- Канцелярия (бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые
карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки,
папки)
- Символика и атрибутика (футболки, кепки, бейджи, баннер)
- Дидактические материалы
- сценарии и методические разработки мероприятий
- личная книжка волонтера
- кодекс и памятка волонтера
- учебно-наглядные пособия
- Средства обучения
- ноутбук
- магнитная доска
- учебные столы и стулья
Информационное обеспечение
- материалы к занятиям (статьи, аудио, видеоматериалы)
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым
людям, людям с ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение
Программу реализовывает: советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями с 02.09.2024г.
по 30.05.2025г.)
Методическое обеспечение
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся – члену волонтерского объединения,
раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной
деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным
для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в
ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность,
удовольствие от общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
- игровые методы;
16

- наглядно-словесные методы;
- методы диагностики;(метод упражнения, работа с методической
литературой, самостоятельная работа).
- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного,
коммуникативного,
эстетического
и
физического
потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных
особенностей используются разнообразные формы поведения занятий.
- занятие-экскурсия
- занятие-путешествие
- занятие-исследование
- занятие лекция
- занятие – игра
Деятельность и технологии:
- популяризация добровольчества в МБОУ Первомайская школа №1
- коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными
добровольцами учреждения, добровольческими центрами, органами власти,
городскими организациями, работающими с добровольцами;
- создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО,
социальных учреждений) в добровольческих усилиях и баз данных молодых
добровольцев, готовых к участию в их работе;
- обеспечение информации, знаниями и инструментами молодых
добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
- деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов молодых добровольцев;
- проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального
проектирования;
- создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления и реализации молодёжью добровольческих проектов,
мероприятий, акций;
- организация конкурсов добровольческих проектов и др.
Методы обучения:
Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных
на него обязанностей.
Словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале
деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить
17

его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа
будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:
- первый – описание функциональных обязанностей,
- второй – распределение ролей о ответственности.
На первом уровне добровольцу сообщается:
- что необходимо делать в ходе работы;
- чего нельзя делать;
- что надо делать, оказавшись в конкретной сложной ситуации.
Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу
приобрести практические навыки. В процессе тренировки помогают
усовершенствовать полученные навыки.
Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей
деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и
ситуационное обучение.
Методы воспитания:
Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.
Метод организации деятельности: приучение, требование, создание
воспитательных ситуаций.
Метод стимулирования: поощрения, наказание соревнование.
2.3 Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из
следующих направлений:
- внешняя оценка (мероприятия различного уровня – конкурсы, смотры);
- внутренняя оценка (личностные: портфолио, метапредметные:
педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций,
организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях, предметные;
анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы;
- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
- тестирование обучающихся «Я- волонтёр!»
- контрольные упражнения «Я – волонтёр!»
- количество проведенных мероприятий;
- количество задействованных обучающихся программы и объектов
деятельности;
- наличие документов, подтверждающих результаты волонтёрской
деятельности (портфолио, волонтёрская книжка);

18

- участие в конкурсах; «Добровольцы России», «Лучший волонтёр отряда»,
«Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского
отряда» и т.д.
- участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер-классах
волонтёрского движения;
- организация, реализация социально – значимых проектов;
- создание авторских социально – значимых проектов.

2.4. Список литературы

Для педагога:
1.
Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева,
И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.:
Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.( не переиздавался)
2.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной
работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с.
56(не переиздавался)
4.
Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. –
2007. – 24 авг. – 60 с. (не переиздавался)
19

5.
Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностносмысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г.
Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с. (не
переиздавался)
6.
Волонтерство Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс].
Электрон. текстовые данные.
Для детей
1.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с. (не переиздавался)
2.
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого
саморазвития-3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608с.
(не переиздавался)
3.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы - СПб: Лениздат, 1992.-400 с. (не переиздавался)
4.
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер,
2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Для родителей:
1.
Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”.
ГУ “Крымский республиканский молодежный центр”.
2.
Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие /
Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с. (не переиздавался)
3.
Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального
обеспечения. 2006 - №21. (не переиздавался)
4.
Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1(не
переиздавался)

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Оценочные материалы
Пакет диагностических методик;
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдений,
собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной
оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем
самоопределении обучающихся.
Методики:
- Тест «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности)
20

- Определение направленности личности (ориентационная анкета).
Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности;
позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской
деятельности.
Деятельностно–поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и
организаторских способностей для добровольческой деятельности; реальный
вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях)
- тестирование обучающихся «Я-волонтер!»
- контрольные упражнения «Я-волонтер!»
- диагностика лидерских способностей - тест «Лидеры бывают разные»
- стена гласности
- экран соревнований (Пирамида личностного роста).
- тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
- опросник – определение направленности личности
- анкетирование: «Я-волонтер!», «Этапы развития волонтёрского движения в
России», характеристика социально – значимых проблем. Практические
навыки, которыми обладает волонтер.
Фонд оценочных средств программы
Фонд оценочных средств включает в себя:
- средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: (опрос
письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокусгруппа, дебрифинг и др.);
- средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности:
(глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, рецензия, аннотация,
реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная
презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);
- средства оценивания, предпологающие анализ деятельности; (мониторинг,
конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейсизмеритель и др.);
- средства оценивания интегративного характера: (резюме, портфолио,
паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).
Для проведения промежуточной аттестации:
1.
Подобрать
нормативно-правовые
документы
по
вопросам
добровольческой деятельности.
2.
Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт
волонтерского движения в разных странах».
3.
Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских
организаций».
4.
Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру.
21

5.
Описать принципы волонтерской деятельности.
6.
Описать технологии создания эффективно работающей команды
волонтеров.
7.
Рассмотреть технологии набора волонтёров.
8.
Составить вопросы для интервью с волонтером.
9.
Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров.
10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения
волонтеров.
11. Представить методы оценки работы волонтера.
12. Описать технологии обучения волонтеров.
13. Разработать профориентационный волонтерский проект «Один день в
ВУЗе».
14.
Написать эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству
является показателем зрелости гражданского общества (или «Я – волонтер!».
15.
Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество»,
«волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект»,
«тимуровцы» и др.
16. Составить буклет «Памятка молодого волонтера».
17.
Разработать памятку «Как стать волонтером»
18. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс
социально-значимых проектов.
19. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой
деятельности.
20. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер».
21. Выполнить презентацию по теме «Волонтер это…».
22. Выполнить коллаж по теме «Современные направления волонтерской
деятельности».
3.2. Методические материалы
Сценарий
волонтерского слета «Энергия Добра»
Фанфары. Выход ведущих.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать
участников II регионального волонтерского слета «Энергия добра»!
Как ты думаешь, каждому ли дано, отодвинув свои дела в сторону,
безвозмездно заняться проблемами незнакомого человека, протянуть руку
помощи?
22

Ведущий 2: Наверное, нет. А всего-то и надо для этого - доброе, отзывчивое
сердце. И тот, кто имеет такое сердце, живет и трудится в интересах Добра,
ищет свое место в волонтёрском движении. И мы знаем, что такие люди есть!
Это волонтеры! Это вы, ребята!
Ведущий 1: А кто же такие волонтеры? Чем живут, чем заняты, о чем
думают? Давай спросим об этом команды в зале
Ведущий 2: Да, интересно было бы узнать мнение наших участников.
Итак, команды, вам слово!
(Команды в зале встают по очереди с места, произносят речевку-девиз,
заранее подготовленную или прочитанную с карточек, предложенных
организаторами ):
• Если есть в душе костёр,
Твое имя- волонтер!
• Иди в ногу с векомПомогай конкретному человеку!
• Если в жизни есть задор,
Ты, конечно, волонтер!
• На нашей планете ты не пассажирНаши соцпроекты изменят мир!
• Энергия добраТренд Магнитки навсегда!
• В рамках соцпроекта « Жить!»
Нам дружить и не тужить!
• Друг! Не сиди, не жди!
Руку помощи скорее протяни!
• Не изменим мы маршрута!
Волонтеры- это круто!
• Мы- молодые, мы- позитивные!
Мы – волонтеры очень активные!
23

• Будем делать все, что сможем!
Вместе людям мы поможем!
• Наше кредо- жизнь любить!
Людям радость приносить!
Ведущий 1: Спасибо! Это здорово! Ведь слет волонтеров - это не только
встреча

единомышленников,

но

и

обмен

практиками

волонтерской

деятельности, возможность поделиться накопленным опытом и научиться
чему-то новому, подвести итоги своей деятельности.
Ведущий 2: Добрые дела смогли сплотить ребят разного возраста, разных
образовательных организаций и территорий нашего региона. Объединить
ребят, которые на благо общества творят и создают новые проекты,
воплощают самые неординарные идеи. И это только маленькая капелька в
огромном море доброты и сочувствия. Но из таких капелек и складывается
большое, важное, для кого- то жизненно необходимое, дело…
Ведущий 1: Мы рады приветствовать волонтеров города Магнитогорска!
Ведущий 2: Мы приветствуем гостей слета – команды волонтеров из…
(во время объявления команд на сцену поднимаются капитаны команд или
представители, волонтеры вносят на сцену флаги городов)
Уважаемые участники и гости слета! Звучит Гимн России.
Ведущий 1: Наш слет проходит накануне значимой даты – 90-летия города
Магнитогорска. Сегодня Магнитогорск – большой и современный город,
ставший родным для более четырехсот тысяч жителей. Это один из
крупнейших

городов

Челябинской

области,

центр

металлургической

промышленности, который часто называют стальным сердцем Родины
(демонстрируется видеоролик о Магнитогорске).
Ведущий 2: Наш родной город - красивый и удивительный! Именно здесь, на
реке Урал, встречаются Европа и Азия. Широкие улицы и проспекты,
уютные скверы и зеленые парки, красивые площади с фонтанами,
исторические памятники, спортивные арены и культурные центры, новые
24

микрорайоны. Но главная ценность- это люди! И, конечно, же- молодое
поколение Магнитки, активное и талантливое!
(Выступление танцевального коллектива)
Ведущий 1: Друзья, мы гордимся, что в нашем городе активно работают
несколько волонтерских организаций: «Волонтеры Победы», «По зову
сердца», «Серебряные волонтеры». Сегодня в этом зале мы приветствуем
волонтеров социального проекта «ЖИТЬ!». Добровольческая деятельность
этих ребят интересна и удивительно разнообразна.
(Демонстрация слайдов о деятельности волонтеров)
Ведущий 2: 5 декабря в Международный день добровольца и волонтера,
молодежь легендарной Магнитки дала старт добровольческой акции 3 «Д» «Девяносто Добрых Дел», посвященной юбилею города и направленной на
решение социально-значимых проблем. В акции принимают участие более
тысячи человек.
Ведущий 2: Да, волонтер - это почетно! Доброволец - это звучит гордо!
Ведущий 1: Знаешь, я уверен, что сегодня в нашем зале собрались только
счастливые люди! Потому что человеческая доброта и милосердие, умение
радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого
счастья. Человек, делающий добро другим, умеющий сопереживать
ближнему- счастливый человек!
Ведущий 2: А какая же доброта без искренней улыбки и теплого пожатия
руки? Дорогие ребята! Давайте проявим свою солидарность через пожатие
рук друзей, сидящих рядом. Мы сейчас все дружно возьмемся за руки,
поднимем их над головой и громко скажем: «Спешите делать добрые дела!».
Готовы? Тогда все вместе, дружно… три, четыре…
Ведущий 1: Спасибо! Это здорово!
Ведущий 2: Да,

сегодня здесь

люди с распахнутыми сердцами, люди,

готовые менять мир вокруг себя, прийти на помощь в трудную минуту, люди
неравнодушные, надежные, настоящие патриоты, мечтающие о процветании
25

своей Родины, искренне любящие свой город- свою малую Родину, свой
город и горожан.
Ведущий 1: Дорогие друзья! На нашем слете присутствуют почетные гости.
Для приветственного слова на сцену приглашается… (выступление).
Вас приветствует…(выступление). (Гости остаются на сцене.)
Ведущий 1: Итак, Второй региональный слет волонтеров «Энергия добра»
объявляется открытым! (фанфары)
Ведущий 1: Мы просим гостей занять свои места в зале.
Ведущий 2: Дорогие друзья! Звучит Гимн волонтеров.
(Звучит Гимн волонтеров в исполнении вокальной группы и всех участников.)
Ведущий 1: Дорогие ребята и уважаемые гости!

Впереди нас ждет

интересная насыщенная программа слета: мастер-классы, работа в проектных
командах, деловые игры, консультации, создание и защита проектов.
Команде- победителю конкурса «СтартАп в волонтёрском движении» будет
вручен переходящий кубок. Разрешите познакомить вас с регламентом
работы слета…
Ведущий

1:

Мы

хотим

пожелать

всем

участникам

незабываемых

впечатлений, новых интересных встреч и ярких творческих побед!
(Выступление танцевального коллектива. Анимация с залом)
Ведущий 2: Друзья! Ни шагу назад! Ни шагу на месте!
И только вперед! И только все вместе!
Вместе:

Мы- едины! Мы- друзья!
Мы- волонтерская семья!

Команды проходят по маршруту на площадки.
По окончании – подведение итогов, награждение, приветственные слова
членов жюри и экспертных комиссий.
Ведущий 2: Дорогие ребята! Каждый сидящий в этом зале- сегодня
победитель! Ведь даже маленькое дело, сделанное во благо добрых идей, –
делает волонтера большим и значимым человеком, патриотом с большой
буквы!
26

Ведущий 1: Внутри ребят огонь горит
Добра и сострадания,
И трудности им нипочем –
Исполнят все задания!
Ведь если силы есть –
Нельзя им пропадать!
А лучше тратить их во благо –
Людям помогать!
(Выступление вокалиста)
Ведущий 2: Дорогие друзья! Наш слет объявляется закрытым, наша встреча
завершена. Но добрые дела не заканчиваются, а продолжают жить в наших
сердцах! Пусть добрые дела шагают рядом с нами, согревая человеческие
души и сердца верой, надеждой и любовью!
Ведущий 1: Спешите делать Добро! Спешите дарить радость! Спешите
делать мир счастливее! И пусть Энергия Добра никогда не иссякнет!
Вместе: До свидания! И до новых встреч!
Конспект Занятия
Тема: «Волонтерское движение в жизни социума»
Цель: сформировать у обучающихся представление о волонтерском
движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни
социума.
Образовательные задачи:
1. Дидактические:
-

способствовать

актуализации

представления

обучающихся

о

волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;
- создать условия для формирования представления о волонтерском
движении.
27

2. Воспитательные:
- способствовать созданию условий для развития у обучающихся
мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
-

формировать

у

обучающихся

уважение

к

общечеловеческим

нравственным ценностям;
3. Развивающие:
- содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше
понимать их чувства, мотивы поведения.
Учебные задачи:
- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.
Возраст обучающихся: 17-19 лет.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснение, беседа, упражнение, рефлексивный,
демонстрация.
Основные понятия: «благотворительность», «альтруист», «меценат» и
«волонтер», «волонтерская деятельность».
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
Необходимые материалы: презентация.
План:

28

1. организационный момент – озвучивание темы, изложение плана
занятия (5 мин.);
2. основная часть (35 мин.):
 подготовка к изучению нового материала через актуализацию знаний (5
мин);
 ознакомление с новым материалом (15 мин);
 первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения (15 мин);
3. заключение (5 мин):
 обобщение материала, формулировка основных выводов, ответы на
вопросы студентов (3 мин.).
Ход занятия
1. Организационный момент (сообщение темы, цели, задач занятия и
мотивация учебной деятельности):
(Используя метод объяснения) Добрый день, уважаемые студенты. Тема
нашего занятия «Волонтерское движение в жизни социума?».
Цель нашего занятия:
- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.
Данная

тема

будет

интересна

всем, так

как наша

жизнь

полна

неожиданностей и иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда
требуется помощь других людей, притом эта помощь должна быть
бескорыстной, от всей души. Итак, давайте побеседуем.
2. Основная часть
29

подготовка к изучению нового материала актуализацию знаний
(Используя метод объяснения)
Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его формах
и его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного
бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое
уважение и являются примером подражания в нашей жизни.
Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но
возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен.
Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами.
В

словаре

О.

Даля

говорится,

что

благотворительность-это

благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и
направленные на общественную пользу, на оказание материальной
помощи неимущим людям. А теперь мы познакомимся с терминами
«альтруист», «меценат» и «волонтер».
Альтруизм - это готовность бескорыстно действовать на пользу
другим, не считаясь со своими интересами. А меценат – это богатый
покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какомуто делу, начинанию.
Волонтеры, добровольцы, –люди, работающие в государственной
или

негосударственной

организации

бесплатно. Волонтеры иногда

оказывают социальную помощь и косвенно поддерживают основных
помощников.
Доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, т.е. по
своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям,
помогая им справиться с жизненными трудностями.
Почему люди становятся волонтерами
30

•

Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность
и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек
понимать,

что

он делает

и зачем,

появятся ли

у него

гордость,

самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
•
•

потребность быть нужным.
Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером
и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим
свою зрелость.
Продолжим наш разговор о благотворительности в России.
В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда
в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в
форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и
организаций.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности,
включая

традиционные

формы

взаимопомощи

и

самопомощи,

официальное предоставление услуг и другие формы гражданского
участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой
общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Любой, кто
сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться
волонтером.
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском
языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой
обозначают

любую

полезную

деятельность

во

благо

общества.

Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь
остронуждающимся
помогать

себе

слоям

самим

населения,

(старость,

не

имеющим

беспризорность,

возможности
инвалидность,

стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
31

Официальной датой основания международного волонтерского
движения принято считать 1920 год.
Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России,
необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны.
(Используя метод объяснения)
Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя
основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как
стремление

помочь

«бедным,

дряхлым,

хворым,

неимущим».

Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский
период. Особое место в ее развитии сыграла церковь.
В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее
не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что,
например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он
носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был
настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.
Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также
проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами
многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент
российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой
ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е.
направленной на масштабные социальные изменения, искоренение
социальных

язв

и

улучшение

общества.

Примером

такой

благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать
девушек - носительниц идей просвещения.
Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество
были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас
много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего,
32

простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для
погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство
школ, больниц и храмов.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с
туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно
лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И
лига эту поддержку получила.
В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли
считаться проводимые субботники.
Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов.
Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной
целью

которых

не

является

прибыль),

которые

занялись

благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием
условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам,
добровольцы могут заниматься волонтёрской деятельностью не только в
своей стране, но и за рубежом в специальных волонтёрских лагерях.
Постановка проблемы:
Кто может стать волонтером? Им может быть человек умелый и
ответственный, готовый посвятить свое время и умения добровольному
труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной
жизни, где есть необходимость. Что могут волонтеры?
(Используя метод объяснения)
Волонтёрский

труд

не

оплачивается.

Волонтёры —

не

только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных
навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская
деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть
возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны,
33

попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с
выбором жизненного пути.
Добровольцы проявляют активность в проектах, направленных на
всеобщее благо, тем самым еще и вовлекая других в процесс личного
социального и культурного образования и развития. Добровольцы
посещают больных в стационарах, доставляют продукты старикам и
инвалидам, работают с детьми в школах и детских домах, собирают
необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей,
проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание
общественности к актуальным проблемам современности: экологии,
асоциальным явлениям, здоровому образу жизни, материнству и детству,
проявлению

гражданско-патриотической

позиции,

благоустройству

городов и территорий.
Наибольшее количество молодых добровольцев действуют в таких
сферах как: профилактика СПИДа; пропаганда здорового образа жизни;
охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; профилактика
и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;
оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим,
мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в
материальной и моральной поддержке; благоустройство улиц, домов,
зеленых участков; помощь животным, поддержание заповедников и
зоопарков; проведение просветительских бесед с молодежью с целью
профилактики свободных половых связей и подростковой проституции;
интернет-добровольчество, примером которой является Википедия;
помощь

в

фестивалей;

организации
оказание

благотворительных

помощи

органам

концертов

и

правопорядка,

разных
медикам,

спасателям; например, проведение опроса населения или поиски
заблудившегося

в

незнакомой

местности

человека;

техническая

поддержка.
34

Направления

добровольческой

деятельности

молодежи

в

организациях многообразны:
- социальное патронирование детей в детских домах;
- социальное патронирование пожилых людей в учреждениях и на дому;
- муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);
- медико-социальная помощь (службы милосердия в больницах);
- педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков,
например, с инвалидностью);
- социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные
психологические и юридические службы);
- экологическая защита;
-

интеллектуальное

развитие

(организация

и

проведение

интеллектуальных конкурсов и мероприятий);
- спортивная, туристическая и военная подготовка;
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов,
праздников);
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей,
подростков и молодежи);
- социальное краеведение;
- трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);
- помощь в реставрационных работах;
- восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
35

- экскурсионная деятельность;
- ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных
ремесел);
- информирование и обучение людей старшего возраста.
Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от
существующих проектов действующих добровольческих объединений и
организаций.
Наиболее предпочтительными для молодежи сегодня являются
следующие формы добровольческой деятельности:
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей,
подростков и молодежи),
- социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные
психологические и юридические службы),
- спортивная, туристическая и военная подготовка,
- восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,
- экологическая защита,
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов,
праздников),
- информирование и обучение людей старшего возраста,
- медицинская помощь (службы милосердия в больницах),
- помощь в реставрационных работах и так далее.
Волонтерские движения существуют по всему миру.
36

С 1998 года в России работает волонтерская ассоциация World4U,
которая

занимается

молодежными

и

студенческими

обменными

программами и обеспечением авиабилетами молодежи, студентов,
аспирантов и преподавателей. World4U член Молодежного Движения за
Мир (Youth Action for Peace, associated group).
В Москве существует группа "Доноры – детям", представляющая
собой

полностью

волонтерское

объединение.

У

участников

нет

постоянного состава или "членства в обществе". Волонтеры устраивают
занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и
походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на
поиск доноров костного мозга и лекарства. И просто приходят поиграть с
детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди – доноры, и
неважно, сдают они кровь или нет.
В Москве функционирует волонтерская группа детского отделения
Московского

областного

онкологического

диспансера "Седьмой

лепесток", пациентам которого нужны друзья. Это может быть, как один
человек, так и семья, группа друзей, участники различных форумов и
клубов, которые смогут взять шефство над конкретным ребёнком и
помочь пройти ему весь путь к выздоровлению. Можно перезваниваться,
навещать, общаться, дарить подарки с поводом и без.
Существует также объединение волонтеров, оказывающих помощь
детям, волею судьбы вынужденным проводить свое детство в больнице
(Отказники.ру)
У каждой больницы есть свой координатор, который отвечает за
организацию помощи конкретному медицинскому учреждению. Это
совершенно разные люди, зачастую не знакомые между собой. Сайт
проекта – это платформа для объединения усилий по решению этой
проблемы и более эффективному сбору помощи. Отказники.Ру собирают
37

для детей самое необходимое. Постоянно обновляют список больниц,
которым нужна помощь, быстро пополняется
Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе
Дело" был учрежден в Москве в 2000 г. как некоммерческая организация
для выполнения следующей миссии: содействие улучшению качества
жизни пожилых и старых людей жертв тоталитарных режимов путем
организации медицинской, социальной и исторической реабилитации.
Существует волонтерское движение в благотворительном Фонде
брошенных младенцев "Я без мамы" в Ростове на Дону, где волонтеры
ведут активную работу с детскими домами и больницами, помогая детям
всем чем могут. Сюда входят сбор вещей для детей, организация досуга и
многое другое. Кроме этого, волонтеры помогают многодетным семьям и
семьям, попавшим в тяжелые жизненные условия.
Все чаще граждане выделяют деньги на помощь детям и помощь
малоимущим.
Эксперты оценили расходы на благотворительность в России в 340–
460 млрд рублей в год. Половина из этой суммы — личные
пожертвования населения и предпринимателей.
А где найти дело по душе? Теперь эту проблему добровольцам
поможет решить единый портал добровольцыроссии.рф. Его создание
также предусматривал закон. Портал уже работает и на нем может
зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных
проектах. Организации, которым нужна помощь добровольцев (музеи,
больницы, детские дома, приюты для животных), оставляют здесь заявки,
а люди - ищут, чем конкретно они могут помочь своему городу.
«Человек буквально за два клика может стать волонтером, не
проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок».
38

А теперь для того, чтобы закрепить то, что мы изучили, я
предлагаю вам поработать по подгруппам. Создайте свой волонтерский
отряд, придумайте название. Каждой подгруппе необходимо поставить
цели, задачи и направление деятельности. (Выполнение задания в
подгруппах 7 минут. Представление результатов. 2 минуты.)
Заключение
И так давайте подведем итоги. Мы сегодня узнали о том, что такое
волонтерская деятельность, рассмотрели историю развития волонтерской
деятельности, рассмотрели виды волонтерской и общественно – полезной
деятельности.
Указом Президента России 2018 год объявлен Годом добровольца
(волонтера). По словам В.В. Путина, проведение Года добровольца станет
признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада
волонтеров в развитие страны.

39

3.3. Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Тема учебного занятия

Кол-во
часов

1

Вводный урок.
Волонтерское
движение. «Спешите
делать добрые дела!»
Оформление открыткипоздравления для пап «С
Днём работника леса»
Живите радостно!
Моделирование дома моей
мечты.
Подготовка праздничного
поздравления к Дню
пожилого человека
Поздравление пожилых
людей на квартирах с
праздником Днём
пожилого человека
Игра «За что мы в ответе
перед нашей планетой?»
Экологический десант
«Сделаем территорию
школы чистой!»

1

02.09

1

09.09

1

16.09

1

23.09

1

30.09

1

07.10

1

14.10

2
3
4
5

6
7

Дата

Факт

40

8

9
10
1112
13

14
15
16
17
18
19

2021

22

2324

Подготовка поздравления,
сувениров для
поздравления школьного
библиотекаря с
Международным днём
школьных библиотек
Толерантность – качество
волонтёра
12 ноября – Синичкин
день.
Изготовление для мам
подарков к Дню матери.
Букет астр.
3 декабря –
Международный день
инвалидов. Изготовление
подарка к Дню инвалида.
Портфель пожеланий.
Поздравление ученика
Кувакина Глеба
5 декабря – Всемирный
день волонтёров.
Акция «Покормите птиц
зимой»
Акция «Вахта памяти».
Уборка снега у пожилых
людей
Изготовление петушка с
сюрпризом для детей
дошкольной группы
Расчистка игровой
площадки дошкольной
группы от снега
Организация и проведение
интеллектуальных
развивающих игр с детьми
дошкольной группы.
Изготовление открыток
труженикам тыла Великой
Отечественной войны и
поздравление их на
квартирах с Днём
защитника Отечества
17 февраля – День
спонтанного проявления
доброты. Тренинг “Добру
пусть откроется сердце ”
Изготовление сувениров
для ветеранов
педагогического труда,
поздравление их на

1

21.10

1

28.10

1

04.11

2

11.11
18.11

1

25.11

1

02.12

1

09.12

1

16.12

1

23.12

1

30.12

1

20.01

2

27.01
03.02

1

10.02

2

17.02
24.02

41

25

26
27
28

29

3031

квартирах с
Международным женским
днём
2.04 - Международный
день детской книги.
Ремонт книг школьной
библиотеки
12.04 - Международный
день милосердия. “Будьте
милосердным”
Уход за комнатными
цветами, растущими в
рекреациях школы.
Составление
коллективного проекта
«Благоустройство
школьного двора и
посёлка».
Подготовка к акции «Мой
двор, моя улица»
Акция «Мой двор, моя
улица»
Оформление листовок с
обращением к жителям
посёлка о сохранении
чистоты
Участие к акции «Ветеран
живёт рядом»

1

03.03

1

10.03

1

17.03

1

24.03

1

07.04

2

14.04
21.04

32

Акция «Мой двор, моя
улица»

2

28.04
05.05

33

Акция «Мой двор, моя
улица»
Распространение листовок
с обращением к жителям
посёлка о сохранении
чистоты
Итоговое занятие. Какой я
волонтер?
(анкетирование)

2

12.05
19.05

1

26.05

34

3.4. Лист корректировки рабочей программы
Дата
внесения

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с
зам. директора
42

изменений

по УВР

3.5. Программа воспитания
Программа воспитания МБОУ Первомайская школа №1 на 2024-2025
учебный год (далее – Программа воспитания) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:

43

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия
его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной
организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
44

мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

№

Календарный план воспитательной работы
Название мероприятия,
Форма
Сроки
45

п/п

события
«День
окончания
второй
Мировой войны» - акция
«Память»
День
пожилого
человека
Акция «Добро»
Акция «Незабудка - символ
дня матери»
Акция «Вкусный подарок
лохматому другу»
Международный
день
добровольца в России.
Акция «Кто, если не я»
Акция «Ветеран – гордость
наша»
Акция «Доброе дело своими
руками».
Международная акция
«Георгиевская ленточка».

проведения
Акция

проведения
Сентябрь

Акция

Октябрь

Акция

Ноябрь

Акция

Ноябрь

Классный час

Декабрь

Акция
Акция

Декабрь
Февраль-май

Акция

Апрель

Акция

май

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».