6 кл лтРП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА №1
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
______/ Э.Н.Аджикелдиева /
Протокол №___
от «___»____2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______ /О.В.Ушакова/
«__»_________2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Первомайская школа № 1
_________ / Н.В.Клименко /
Приказ № __ от «___»__2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литература»
(название предмета)

6 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №___
от «___»____2024 г.

пгт Первомайское
2024 год

ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (предметная область
«Русский язык и литература») (далее соответственно - программа по
литературе, литература) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по литературе.
Пояснительная записка.
Программа по литературе разработана с целью оказания методической
помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
Программа
по
литературе
позволит
учителю:
-реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных
в
ФГОС
ООО;
-определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС
ООО, федеральной программой воспитания.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе
представлены с учетом особенностей преподавания учебного предмета на
уровне основного общего образования и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, планируемые предметные результаты
распределены по годам обучения.
Литература в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как
занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания. Особенности литературы как учебного
предмета связаны с тем, что литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а
богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и
приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным,
так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,
как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ
и
интерпретация
возможны
лишь
пр

соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая
зависит от
возрастных особенностей обучающихся, их психического и
литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учета преемственности с учебным предметом
"Литературное чтение" на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
художественного
вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне основного общего образования
состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний, в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной
литературе. Специальной целью преподавания литературы является
целенаправленное развитие у обучающегося с ЗПР способности к
адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных
произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и
письменной форме.
Достижение целей изучения литературы возможно при решении
учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу и
учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно-эстетических

91

возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и
зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной
литературы, воспитании уважения к отечественной классике как
высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию
патриотизма,
формированию
национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта
человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках литературы, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных
мероприятиях, посвященных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко- культурном контексте, сопоставлять с произведениями других
видов искусства; развитие читательских
умений,
творческих
способностей,
эстетического
вкуса. Эти задачи направлены на развитие
умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное
отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных
произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их
неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций,
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других
искусств, формировать представления о специфике литературы

92

в ряду других искусств и об историко-литературном процессе, развивать
умения поиска необходимой информации с использованием различных
источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи обучающихся на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Содержание обучения в 6 классе представлено в таблице:
Античная литература.
Фольклор.

Древнерусская
литература.

Литература первой
половины XIX века.

Гомер. Поэмы. "Илиада", "Одиссея" (фрагменты).
Русские
былины
(одно
произведение).
Например, "Илья Муромец и Соловейразбойник", "Садко". Малые жанры фольклора:
пословицы, поговорки, загадки.
"Повесть временных лет": фрагмент "Сказание о
белгородском киселе".
А.С.Пушкин. Стихотворения (не менее
двух). "Песнь о вещем Олеге", "Зимняя
дорога", "Узник", "Туча" и другие. Роман
"Дубровский". М.Ю.Лермонтов.
Стихотворения (не менее двух). "Три
пальмы", "Листок", "Утёс" и другие.
А.В.Кольцов. Стихотворения (одно
произведение). Например, "Косарь",
"Соловей" и
другие.

93

Литература второй
половины XIX века.

Литература XX
века.
Стихотворения
отечественных
поэтов начала XX
века.
Стихотворения
отечественных поэтов
XX века
Проза
отечественных
писателей конца
XX начала XXI века, в
том числе о
Великой
Отечественной войне.
Произведения
отечественных

Ф.И.Тютчев. Стихотворения (одно
произведение). "Есть в осени
первоначальной...", "С поляны коршун
поднялся...".
А.А.Фет. Стихотворения (одно
произведение). "Учись у них - у дуба, у
берёзы...", "Я пришёл к тебе с
приветом...".
И.С.Тургенев. Рассказ
"Бежин луг". Н.С.Лесков.
Сказ "Левша".
Л.Н.Толстой. Повесть "Детство" (главы).
А.П.Чехов. Рассказы (два по выбору).
Например, "Толстый и тонкий",
"Хамелеон", "Смерть чиновника" и
другие.
А.И.Куприн. Рассказ "Чудесный доктор".
А.А.Блок "Летний вечер".
С.А.Есенин "Пороша".

Стихотворения О.Ф.Берггольц, B.C.Высоцкого,
Е.А.Евтушенко, Ю.Д.Левитанского, Ю.П.Мориц,
Б.Ш.Окуджавы (не менее двух стихотворений двух
поэтов)
Б.Л.Васильев. Слово о
писателе. Рассказ "Экспонат
N ...".
В.Г.Распутин. Слово о писателе.
Рассказ "Уроки французского" (одно произведение
по
выбору)
Р.П.Погодин "Кирпичные острова"; Р.И.Фраерман
"Дикая
собака Динго, или Повесть о первой любви";
94

писателей на тему
взросления человека.
Произведения
современных
отечественных
писателей- фантастов.
Литература
народов
Российской
Федерации.

Ю.И.Коваль
"Самая лёгкая лодка в мире" (одно произведение по
выбору)
А.В.Жвалевский и Е.Б.Пастернак "Время
всегда хорошее"; С.В.Лукьяненко "Мальчик и
Тьма"; В.В.Ледерман "Календарь ма(й)я" (не
менее двух)
М.Карим "Бессмертие" (фрагменты); Г.Тукай
"Родная деревня", "Книга"; К.Кулиев "Когда на
меня навалилась беда...", "Каким бы малым ни был
мой народ...", "Что б ни делалось на свете..." (одно
произведение)

95

Д.Дефо. "Робинзон Крузо" (главы по выбору).
Дж.Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы по
Зарубежная литература. выбору). Ж.Верн. "Дети капитана Гранта" (главы
по выбору). X.Ли. "Убить пересмешника" (главы
по выбору), Дж.К.Роулинг. "Гарри Поттер"
(главы по выбору), Д.У.Джонс. "Дом с
характером"
Предметные результаты изучения литературы.
К
концу
научится:

обучения

в

6

классе

обучающийся

-иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной
ценности литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального
народа
Российской
Федерации;

96

-иметь представления об особенностях литературы как вида словесного
искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового,
публицистического;
-осуществлять элементарный смысловой анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать
прочитанное (с учётом
актуального
уровня
развития
обучающихся
с
ЗПР):
-определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы,
поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность
произведения, используя справочные материалы; выявлять позицию героя и
авторскую позицию; характеризовать героев- персонажей, давать их
сравнительные характеристики по опорной схеме, плану;
-понимать сущность теоретико-литературных понятий и с направляющей
помощью педагога использовать их в процессе анализа произведений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман,
басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития
действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический
герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная
деталь; юмор; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма;
-сопоставлять с направляющей помощью педагога произведения, их
фрагменты,
образы
персонажей,
сюжеты
разных
литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом
актуального
уровня
развития
обучающихся
с
ЗПР);
-сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка,
театр,
кино);
-выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть произведения, и
(или) фрагменты (не менее 4-5 поэтических произведений, не
выученных ранее);
-пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению
и с направляющей помощью педагога
формулировать
вопросы
к
тексту;
-участвовать
в
беседе
и
диалоге
о
прочитанном
произведении;
-создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не
менее 80 слов), писать сочинение по заданной теме с опорой на
97

прочитанные произведения;
-владеть умениями интерпретации
фольклора,

98

и

оценки

изученных

произведений

древнерусской, русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием
методов
-осознавать важность чтения и изучения произведений
устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, а также для
собственного развития;
-планировать собственное досуговое чтение, обогащать
свой круг чтения по - рекомендациям педагога, в том
числе за счёт произведений современной литературы для
детей
и
-развивать умения коллективной проектной или
исследовательской деятельности с направляющей
помощью педагога и учиться публично представлять
полученные результаты;
-развивать умение использовать словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться с
направляющей помощью педагога электронными
библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.

99

с

подр


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».