2-Б РП и КТП По дороге безопасности

Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество
проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает
характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате
ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны
гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного
движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд
проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения
жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается
значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожнотранспортных происшествий.
Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного
возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них
специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм
восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка
на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается
опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной
происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном
месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался. Ведь то
морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его
на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном
направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой
поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются
важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения,
воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной
предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил
дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения
транспортных средств и пешеходов по дороге.
Актуальность.
Программаразработана в силу особой проблемы - обеспечения безопасности
школьников на дорогах и улицах города.
Проблема детского дорожнотранспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы
все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок –
это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип
участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и
ответственность. Программа по обучению детей школьного возраста правилам
дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий– это
программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения
на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий.
Знакомить
детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного
поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста,
так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся
нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Цель программы: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного
поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
1. Создать систему организации педагогами школы профилактической работы по
детскому дорожно-транспортному травматизму.
2.Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению
детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
3. Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на
дорогах с учетом их возрастных особенностей.
4. Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за
безопасность и жизнь детей.
5. Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.
Место занятий в учебном плане.
Реализация программы рассчитана на 4 года. Обучение правилам дорожного
движения начинается с 1 по 4 класс, с последующим усложнением программы.
Программа рассчитана на 33 часа (1 класс) и 34 часа (2-4 классы) в год с проведением
занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Важным в обучении
школьников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и
пассажира являются совместные усилия педагогов и родителей. С этой целью в
перспективный план программы включены различные формы взаимодействия с
родителями. Поэтому поиск новых форм, приемов работы, способствующих
организации взаимодействия педагогов с детьми и родителями в практическом
обучении должен дать положительные результаты.
Новизна программы: Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной
проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается
в разработке содержания и форм работы с детьми школьного возраста по изучению
правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию
образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД в
решении проблемы.
Практическая значимость: Представленные мероприятия могут использоваться в
системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в
образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с 1 класса.
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие других людей;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость водителей и пешеходов;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Юные инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
2

Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы по ДДТТ;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей в ситуациях по ПДД.
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок на правила дорожного движения;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить по
ПДД;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения
человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Программа
предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение
массовых мероприятий.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий
теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на
улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов,
слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные
способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной
среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого
комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных
упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
3

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию
творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется
использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригат,
театрализованные представления, КВН, рейды, выпуски стенгазет, встречи с
работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры, праздники.
Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная
система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом
для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила
дорожного движения. В работе с детьми используются различные методы и
технологии:
-интерактивный метод обучения
-технология игрового обучения
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
-метод наблюдения и беседы
-личностно-ориентированная технология
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное
разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,
создавать модель поведения на дороге.
Для учителей начальных классов разработан учебный план и перспективнотематическое планирование работы с детьми по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма (Приложение 1)
Учебный план
№п.п. Содержание
раздела, темы

Количество
Количество
Количество
Количество
часов 1класс часов 2класс часов 3класс часов 4класс

1

Дорожная
грамота.

10

10

10

10

2.

Транспортные
средства.

3

3

3

6

3

Здравствуй,
дорога! (Общие
правила)

3

3

3

6

4

Наш
друг
светофор.

3

3

3

3

5

Правила
дорожного
движения.

10

10

10

4

6

Дорожные знаки

4

5

5

5

–

4

Итого

33

34

5

34

34

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Содержание
(разделы, темы)
Дорожная грамота.
Дорога в школу и домой.
Как устроена дорога?
Дорога в городе.
Дорога в посёлке.
Что такое улицы?
Кого называют пешеходами?
Кого называют водителем?
Кого называют пассажирами?
Движение пешеходов по улицам и
дорогам.
Какие опасности подстерегают на
улицах и дорогах?
Транспортные средства
Транспорт и его виды.
Пассажирский транспорт.
Специальный транспорт.
Здравствуй, дорога! (Общие
правила)
Положительные и отрицательные
привычки в поведении детей на
улицах и дорогах.
Место, где мы живём.
Поведение в жилых зонах и
дворовых территориях.
Наш друг - светофор.
Наши верные друзья. (Сигналы
регулировщика)
Светофор и его сигналы.
Светофоры для водителей и
пешеходов.
Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения для
пешеходов.
Правила поведения на тротуаре,
пешеходной дорожке, обочине.
Движение по тротуару в группе.
Что такое проезжая часть дороги?
Правила перехода дороги.
6

Колич
Дата
ество План Фак
часов
т
10

формы

беседа

Практиче
ское
занятие
3

беседы

3
Круглый
стол

3

Практиче
ские
занятия
беседа
игра
беседа

10

беседа

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Переход
улицы
при
одностороннем движении.
Переход улицы при двустороннем
движении.
Пешеходный переход.
Правила поведения на остановках.
Правила
поведения
в
общественном транспорте
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки для пешеходов.
Дорожные знаки для водителей.
«Правила
дорожные
знать
каждому положено»

4

беседа
КВН

Учащиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и
авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
•

•

переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и
пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости
пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

7

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13

14
15
16
17
18

Содержание
(разделы, темы)
Дорожная грамота.
Это должны знать все.
Улица
полна
неожиданностей.
Как правильно определить
безопасный путь.
Практическое
занятие.
Безопасный путь домой.
Практическое
занятие.
Безопасный путь в школу.
Почему дети попадают в
дорожные аварии.
Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка.
Дорога
для
пешехода.
Велосипедная дорожка.
Практическое занятие. Где
можно
кататься
на
велосипеде.
Транспортные средства
Виды
транспортных
средств.
Грузовой и легковой виды
транспорта.
Конкурс
на
лучший
рисунок.
Здравствуй,
дорога!
(Общие правила)
Регулирование дорожного
движения.
Взаимно
вежливые
отношения на дороге.
Викторина.
Правила
дорожного
движения.
Где можно и где нельзя
играть.
Где можно и где нельзя
кататься
на
роликах,
скейтбордах.

Количес
Дата
тво
План Факт
часов
10

формы

беседа

Практическ
ие занятия
беседа

Практическ
ое занятие
3

беседа

конкурс
3
беседа

10

викторина
беседа

8

19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Где можно и где нельзя
кататься на санках, лыжах.
Переход
регулируемых
перекрёстков.
Переход
нерегулируемых
перекрёстков.
Переход
дороги
с
односторонним движением.
Переход
дороги
с
двусторонним движением.
Правила посадки и высадки
из
общественного
транспорта.
Правила
поведения
в
общественном транспорте.
Переход
дороги
после
выхода из общественного
транспорта.
Наш друг - светофор.
История
возникновения
светофора.
Виды светофоров.
Игра
«Водители
и
пассажиры»
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Группы дорожных знаков.
Дорожные
знаки
для
пешеходов.
Обобщающее занятие.

3

5

Исследоват
ельская
работа
беседа
Познававте
льная игра
беседа

Зачетная
рабаота
экскурсия

Экскурсия(закрепление
пройденного материала)

Учащиеся 2-х классов должны знать(кроме перечисленного):
•
•

правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями;

Учащиеся 2-го класса должны уметь:
•
•

переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при
посадке и высадке из маршрутного такси;
9

•

•
•
•

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во
время движения в салоне;

10

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13

14
15
16

Содержание
Количест
(разделы, темы)
во часов
Дорожная грамота.
10
Правила дорожные знать
каждому положено.
История
возникновения
правил
дорожного
движения.
Улица,
транспорт
и
пешеходы.
Скрытые опасности на
дороге.
Тренинг.
Определение
наиболее
опасных
участков дороги.
Тренинг.
Выбор
безопасного
маршрута
движения.
Остановочный
и
тормозной путь.
Встреча с работниками
ГИБДД.
Викторина по правилам
дорожного движения.
Практическое
занятие.
Чтоб дорогу перейти во
все стороны гляди.
Транспортные средства
3
Рельсовый и безрельсовый
транспорт.
Служба спасения, МЧС.
Конкурс
детского
рисунка.
Здравствуй,
дорога!
(Общие правила)
Сигналы регулировщика.
Инспектор
ГИБДД
(регулировщик)– наш друг
и помощник.
Викторина.
Правила
дорожного
движения.

Дата
План Факт

формы
Игра
Исследоват
ельская
работа
беседа

тренинг

беседа
Круглый
стол
викторина
Практическ
ое занятие
беседа
Круглый
стол
конкурс

3
беседа

10
11

викторина

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Движение пешеходов.
Права
и
обязанности
пешеходов.
Конкурс
рисунков
«Нарушители».
Игры детей и дорожная
безопасность.
Причины
дорожных
аварий.
Перекрёсток и опасные
повороты.
Практическая
работа.
Переход
улицы
с
двусторонним движением.
Железнодорожный
переезд.
Правила
перехода
железной дороги.
Конкурс рисунков «Кто
виноват?»
Наш друг - светофор.
Знакомство с транспортом
города.
Сигналы,
подаваемые
водителями транспортных
средств.
Викторина
«Красный,
жёлтый, зелёный».
Дорожные знаки.
Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки.
Знаки сервиса.
Экскурсия.
Обобщающее занятие.

беседа
конкурс
беседа

Практическ
ое занятие
беседа

конкурс
3

беседа

КВН
5

беседа
экскурсия
Зачетная
работа

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п.п.

Содержание
(разделы, темы)
Дорожная грамота.

Количество
часов
10
12

Дата
План
Факт

Оборудова
ние

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

16

17
18

Вводный
урок.
Правильно веди себя на
дороге.
Игра
«Подскажи
словечко»
Конкурс рисунков на
асфальте «Дорога и я».
Практическое занятие.
Отработка практических
навыков.
Правила поведения в
зоне жилых домов.
Один на дороге.
Мы
на
загородной
дороге.
Переход дороги при
плохих
погодных
условиях.
Правила поведения на
дороге
во
время
гололёда.
Игры и соревнования по
правилам
безопасного
поведения на улицах и
дорогах.
Транспортные средства
Краткая история колеса.
Краткая
история
автомобиля.
Е.А.Яковлев
основоположник
отечественного авто.
Что такое Автозавод?
Краткая
история
возникновения
общественного
транспорта.
Настольные игры по
правилам
дорожного
движения.
Здравствуй,
дорога!
(Общие правила)
А знаешь ли ты, что
колесо может и умеет?
А знаешь ли ты, из чего
сделана машина?

беседа
Познавател
ьная игра
конкурс
Практичес
кое
занятие
беседа

Веселые
старты
6

беседа

Исследова
тельская
работа
Настольны
е игры
6
беседа

13

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

А знаешь ли ты, что
было бы, если бы
машинам не нужен был
бензин?
Что
такое
правостороннее
движение.
Тротуар – дорога для
пешеходов.
Внимательный пешеход.
Наш друг - светофор.
Транспортные
и
пешеходные светофоры.
Мигающий жёлтый свет.
Роль
светофоров
в
организации движения.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки для
пешеходов.
Дорожные знаки для
водителей.
Виды
дорожной
разметки.
Причины
дорожнотранспортных
происшествий.
Игра «Знатоки дорожных
знаков»
Правила
дорожного
движения.
Катание на роликовых
коньках.
Практическое
занятие
«Расчёт тормозного пути
автомобиля»
Экскурсия
«Я
–
пешеход».
Утренник «Знай правила
движения как таблицу
умножения»

3

беседа

5

беседа

КВН
4
Практичес
кое
занятие
экскурсия
Итоговый
праздник

Учащиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного):
•

что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
14

Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
•
•
•
•

ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Формы и методы контроля:
•
•
•
•

психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.

15

Приложение 2

№
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11

12

13
14
15
16
17
18
19
20

План работы с педагогами
Вид деятельности
Оформление выставки в кабинете ПДД «В помощь педагогу» –
«Изучаем ПДД».
Обобщение педагогического опыта работы по ПДД
Помощь педагогам в составлении планов работы с детьми и
родителями по ПДД.
Организация предметно-развивающей среды по ПДД (пополнение
атрибутами Уголков безопасности в классах, «Автогородка»;
методической и художественной литературой).
Участие в проведении общего родительского собрания «Школа
юных пешеходов» (Выступление сотрудника ГИБДД о данных
Отдела ГИБДД как часть собрания).
Помощь в оформлении уголков безопасности в классах.
Участие в городских смотрах-конкурсах по профилактике ДДТТ
Встреча с сотрудниками ГИБДД «Как научить учеников не
попадать в типичные дорожные ловушки»
Выставки рисунков и поделок «Азбука дорожного движения».
Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на
улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков
безопасного поведения на улице, отработка маршрута «Мой путь в
школу и обратно»).
День открытых дверей:
– праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей,
педагогов «Праздник нашей улицы»;
– выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»;
– выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах
любимого города»;
– открытые занятия.
Сотрудничество школы с культурными учреждениями (показ и
привлечение детей в театрализованных постановках по данной
теме).
Привлечение школьников начальных классов к участию в
мероприятиях по ПДД.
Консультация «Вы, дети, транспорт и дорога» (в преддверии лета).
Итоговый педсовет. (Утверждение плана работы на летний –
оздоровительный период по Профилактике дорожно-транспортного
травматизма – как часть педсовета).
Помощи педагогам в разработке проекта «Перекресток» для
практического обучения школьников ПДД.
Театрализованные представления, тематические вечера по ПДД
согласно плану
Просмотр презентаций по теме ПДД
Создание картотеки игр по ПДД. (подвижные, дидактические,
16

21

сюжетно-ролевые). Пополнение картотеки.
Работа педагогов с детьми по художественной литературе.
Знакомство с перечнем литературы. (чтение рассказов, заучивание
стихотворений, сочинение сказок детьми по ПДД).

17

Приложение 3
Перспективный план работы с родителями по вопросам обучения детей
правилам поведения на улицах города.
• Выставка «По дороге в школу» (рисунки, аппликации, поделки совместно с
родителями) .
• Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»;
• Спортивно-познавательный досуг с родителями «Запрещается - разрешается! »;
• Консультация для родителей «Улица глазами детей».
• Семейный конкурс рисунков по правилам дорожного движения;
• Конкурс рисунков «Мы учим правила движения». Создание альбома.
• Занятие-викторина «Школа пешехода»;
• Консультация «Что читать детям о ПДД».
• Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.
• Создание альбома «Мы учим правила движения»;
• Клуб веселых и находчивых «Веселый перекресток».
• Консультация «Ребенок и дорога».
• Круглый стол «Прогноз безопасности»
• Семейный мастер-класс «Светофорная наука»;
• Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле».
• Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД.
• Папка – передвижка «Дорога без опасности».
• Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с
участием родителей)
• Оформить стенд для родителей «Смело шагайте по улицам дети, если запомните
правила эти».
• Конкурс стихов по ПДД.
• Анкетирование родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения».
• Консультация «Как знакомить детей с ПДД».
• Выставка совместных рисунков «Дети и дорога».

18

Приложение 4
Перспективный план праздников и развлечений для детей по обучению
правилам дорожного движения
Название мероприятия

класс

Конкурс-соревнование «Лучший
пешеход»

1-4 класс

«Дорожная азбука» - Развлечение для 1-4 класс
родителей и детей
День безопасности
Выступление Агитбригады
«Светофорик»

1-4 класс
1-2 класс

«Теремок» на новый лад –
театрализованное представление

1-2 класс

«Знатоки дорожного движения» конкурс

3-4 класс

«Прогноз безопасности» - праздник с 1-4 класс
участием Тётушки-Непогодушки и
погодных монстриков
Развлечение «В стране Светофории»
- праздник игр и аттракционов

1-4 класс

Семейный КВН «Знаем правила
движенья, как таблицу умноженья!»

1-4 класс

19

Приложение 5

Анкетирование родителей
1. Знает ли Ваш ребёнок свой домашний адрес?
2. Двигаясь с ребёнком по улице, всегда ли Вы соблюдаете Правила дорожного
движения?
3. Когда идёте по улице одни, всегда ли Вы соблюдаете Правила дорожного
движения?
4. Постоянно ли Вы учите ребёнка поведению на улице?
5. Различает ли Ваш ребёнок сигналы светофора?
6.Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они
обозначают?
7. Эффективны ли знания в школе по обучению детей правилам безопасного
поведения на улице?

20

Памятки для родителей

Приложение 6

Памятка 1
НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ
ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить: - Без взрослых выходить на дорогу
нельзя! - Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар! Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале
светофора! - Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим
транспортом! - На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда
автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами
дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во
дворе, на дороге. НИКОГДА САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ! ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС –
родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг взрослых.
Памятка 2
Общие рекомендации. Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы
остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

21

Покажите ребенку, где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не
наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для
лучшего наблюдения за дорогой.
Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком.
Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на
наблюдении за дорожной ситуацией.
Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.
Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка - по линии
тротуаров.
Выход из подъезда дома. Если у подъезда дома возможно движение транспорта,
сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе - нет ли машин. Если у
подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и
«выгляните» - нет ли за препятствием скрытой опасности.
Движение по тротуару. Периодически обращайте внимание ребенка на
появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них,
которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали,
провожать его глазами и оценивать скорость. Остановитесь у стоящего транспорта и
обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать,
что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего
автомобиля выедет другая машина. Такое наблюдение во время прогулки полезно
проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы - кустами,
деревьями, заборами и др. В результате такого наблюдения у детей вырабатывается
важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора. Во время прогулок и по дороге
в школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей
части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это
главное правило пешехода. На перекрестке научите детей замечать транспорт,
готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт,
поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый
указатель поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает
левый указатель поворота.

22

Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте
внимание ребенка на то, что пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может
скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, пока крупный
автомобиль отъедет подальше.
Посадка в автобус, поездка и выход из него. Подходите к двери только при полной
остановке автобуса. Приучите ребенка держаться в автобусе за поручни и уступать
место пожилым людям. К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребенку, как
водитель с помощью зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса.
Научите, что иногда, если народу очень много, водитель может не заметить
пассажира и пешехода. Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него.
Если ребенок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги.
Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие. Особенно
полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного
транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой
опасности. Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по
пешеходному переходу.
Запоминание дороги в школу и домой. Во время движения по улице показывайте
ребенку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды
пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните
значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок
маршрутного транспорта, названия улиц. Нарисуйте вместе с ребенком маршрут
движения в школу. Покажите на этом маршруте самые опасные участки. Прорисуйте
наиболее безопасный путь по этому маршруту. Затем несколько раз пройдите по
нарисованному маршруту, как на схеме, так и на улице.

23

Темы консультаций:

Приложение 7

1. Ребёнок и автокресло.
2. Родителям о правилах дорожного движения.
3. Преемственность школы и семьи по вопросам профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
4. Я и мой ребёнок на улицах города.
5. Что должен знать ребёнок школьного возраста о Правилах дорожного движения.
6. О поведении в общественном транспорте.
7. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей
навыков безопасного поведения на улицах города.
8. Пешеходом быть – наука!
9. Как научить ребёнка безопасному поведению на улице?
10. Этого могло не случиться.

Программно-методическое обеспечение:

24

1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в
образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.Волгоград: учитель, 2007.-111с.
2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению
Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.(классное руководство).
3.“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
4. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный
материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
5. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
6. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
7. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина,
М.Д.Маханева.
8.Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.
9. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
10.«Советы дяди Степы». «Азбука дорожной безопасности».1-4 класс, Р.П.Бабина.
11.Энциклопедия «Все обо всем».
12. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М:
Просвещение,1985 .

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».