Приложение 1
к приказу отдела образования,
молодежи и спорта
Администрации
Первомайского района
от 14 октября 2024 № 335/1
Положение о системе работы по формированию функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций Первомайского районе
Республики Крым на 2024/2025 учебный год
1. Общие положения
Приоритетной задачей системы общего образования Российской Федерации
сегодня является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение России в список 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования. Ключевым показателем успешности вхождения Российской Федерации, в том
числе и Республики Крым, в десятку мировых лидеров является результативность
российской школы в формировании функциональной грамотности школьников.
Положение о системе работы по формированию функциональной грамотности
обучающихся образовательных организаций Первомайского района Республики Крым
(далее – Положение) разработано на основании нормативных документов федерального и
регионального уровней:
1.1. Нормативные правовые акты федерального уровня:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями) – основной нормативный документ,
регулирующий образование как отрасль социальной сферы Российской Федерации.
Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная постановлением Правительством Российской Федерации от 04.10.2000
№ 751 – закрепляет приоритетную цель государственной образовательной политики:
вхождение Российской Федерации в десятку лучших стран мира по качеству общего
образования.
Федеральная целевая программа развития образования на 2018-2025 годы,
утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» – повышение позиций Российской Федерации в международной программе
по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 (в ред. от
12.03.2020) «Об осуществлении мониторинга системы образования» – определяет правила
осуществления мониторинга образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы
по надзору в сфере образования от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и
критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся» – устанавливает ориентиры совершенствования ФГОС
и в целом ключевых направлений развития системы образования в целях повышения
конкурентоспособности российских школьников.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510
«Об организации работы по повышению функциональной грамотности» – определяет
комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности
обучающихся.
Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации
1
01.04.2015 года – определяют механизм и процедуру осуществления независимой оценки
качества.
1.2. Правовые акты регионального уровня:
Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым» – основной нормативный документ, регулирующий образование как
отрасль социальной сферы Республики Крым, регламентирующий инновационную
деятельности в сфере образования.
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
17.11.2016 № 3756 «Об утверждении порядка признания образовательных учреждений и их
объединений региональными инновационными площадками» – утвержден Порядок
признания общественных организаций и их объединений РИП, регламентирована их
деятельность.
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
16.02.2022 № 258 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки
объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на
территории Республики Крым в сфере образования» - утверждено Положение о Совете по
координации деятельности Объединения образовательных организаций и реализации
инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности как приоритетное
направление развития образования Республики Крым»
2. Обоснование
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В
связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее - ФГОС ООО) указывает на формирование функциональной
грамотности обучающихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским
образованием.
Функциональная
грамотность,
определяемая
государственным
стандартом как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности», названа ФГОС в числе необходимых составляющих реализации
Программы основного общего образования.
С целью реализации комплекса мер, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся в рамках национального проекта
«Образования» и во исполнение приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 15.09.2021 №-АЗ 581/03 «Об организации работы по повышению качества
образования в субъектах Российской Федерации», в соответствии с письмом
Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования
Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021г. № 03-1510 «Об
организации работы по повышению функциональной грамотности», муниципальным
казенным
учреждением
«Центр
информационно-методического
обеспечения
учреждений образования Первомайского района Республики Крым» проводится работа
по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся согласно
приказу отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района
Республики Крым от 11.10.2024 №334 «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
Первомайского района в 2024/2025 учебном году».
Во исполнение Плана мероприятий («Дорожная карта») по формированию и
оценке функциональной грамотности обучающихся, который разрабатывается и
утверждается ежегодно, организовано проведение муниципальных семинаров2
совещаний, одна из задач которых - выявление, обобщение успешных практик педагогов
и образовательных учреждений Первомайского
района Республики Крым по
формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, в ходе которых
общеобразовательные учреждения представляют актуальные наработки и опыт
преподавания цикла математических, естественных и гуманитарных наук, возможности
использования заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся
на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Видеоматериалы конкурса
«Класс функциональной грамотности» и выступления педагогов по обмену опытом
общеобразовательных учреждений размещены на сайте отдела образования, молодежи и
спорта Администрации Первомайского района.
С целью активизации деятельности учителей образовательных организаций по
формированию функциональной грамотности обучающихся и повышения уровня их
развития, расширения кругозора, повышения мотивации к изучению географии, физики,
биологии, химии с 2021 по 2024 год каждый ноябрь в общеобразовательных
организациях Первомайского района Республики Крым проводятся тематические недели
читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности,
креативного мышления и глобальных компетенций.
Проводится мониторинг наполнения информацией сайтов образовательных
учреждений Первомайского района Республики Крым, результаты которого
рассматриваются на методических семинарах.
На базе МБОУ Первомайская школа №1 создана инновационная площадка по
отработке вопросов формирования и оценки функциональной грамотности.
3. Цели, задачи, задачи и принципы системы работы по формированию
функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций
Первомайского района Республике Крым
Единое методического пространство по формированию функциональной
грамотности обучающихся образовательных организаций Первомайского района
Республики Крым является компонентом Единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров,
обеспечивающее взаимодействие субъектов научно-методической деятельности
регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций)
уровней
для
осуществления
сетевого
непрерывного
научно-методического
сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в
области образования.
3.1. Цели:
содействие выполнению Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №
309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
повышение качества общего образования в Первомайском районе Республике
Крым;
повышение эффективности управления качеством образования в Первомайском
районе Республике Крым;
эффективная реализация мероприятий национального проекта «Образование» и
федеральных проектов в его составе (федеральный проект «Современная школа»,
инновационный проект Министерства просвещения Российской Федерации
«Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»);
создание системы методического сопровождения процесса формирования
математической, естественнонаучной, читательской и финансовой грамотности,
креативного мышления глобальных компетенций обучающихся в условиях региональной
системы образования;
3
выявление динамики сформированности способностей обучающихся применять
полученные знания и умения для решения учебно-практических и учебнопознавательных задач;
выявление уровня сформированности функциональной грамотности у
обучающихся;
выявление имеющихся трудностей и проблем в формировании и оценивании
навыков функциональной грамотности у обучающихся.
3.2. Задачи:
реализация государственных образовательных стандартов и федеральных
образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с
учетом результатов процедур оценки качества образования в разделе функциональной
грамотности:
развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества
образования с учетом современных вызовов, а также с точки зрения ее направленности
индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности;
развитие механизмов управления качеством образования;
выявление профессиональных дефицитов педагогов в сфере формирования
функциональной грамотности обучающихся;
реализация
методического
сопровождения
процесса
формирования
математической, естественнонаучной, читательской, финансовой грамотности,
креативного мышления и глобальных компетенций обучающихся;
организация и координация деятельности общеобразовательных организаций
Первомайского района Республики Крым и инновационной площадки с целью
совместного проектирования и осуществления методической работы в области
формирования функциональной грамотности обучающихся;
обобщение и трансляция опыта общеобразовательных организаций и педагогов
Республики Крым по формированию функциональной грамотности обучающихся;
организация мониторинговых исследований и диагностику функциональной
грамотности обучающихся;
организация работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки
функциональной грамотности;
анализ полученных результатов общероссийской и региональной оценки по
модели PISA, региональных мероприятий по проверке функциональной грамотности;
использование полученных результатов для выявления эффективных
педагогических практик.
3.3. Принципы методического сопровождения формирования функциональной
грамотности обучающихся в Первомайском районе Республике Крым
Принципами
формирования
муниципальной
системы
методического
сопровождения формирования функциональной грамотности обучающихся являются:
диагностичность, обусловливающая детальную конкретизацию измеряемых
индикаторов;
объективность,
предполагающая
исполнение
комплекса
условий,
регламентирующих ту или иную оценочную процедуру;
вариативность
траекторий
профессионального
развития
педагога,
предполагающая учет различий в профессиональных компетентностях и содержании
профессиональных дефицитов, возможность выбора разнообразных программ и форм
реализации траектории;
сетевое взаимодействие, предусматривающее использование мобильных форм
интеграции
методических,
информационных,
кадровых
для
обеспечения
профессионального развития;
4
адресность, предполагающая оказание методического сопровождения педагогов
образовательных организаций Республики Крым в части формирования функциональной
грамотности обучающихся.
4. Структура и субъекты региональной системы методического сопровождения
формирования функциональной грамотности обучающихся в Республике Крым
Муниципальная
система
методического
сопровождения
обеспечивает
преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и
управленческих кадров в муниципальной системе образования на всех уровнях:
информирование педагогов об основных тенденциях развития образования в
области функциональной грамотности, образовательных событиях;
проведение диагностики профессиональных компетенций педагогов в области
формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся;
проведение регулярных мониторинговых исследований сфрмированности
функциональной грамотности у обучающихся;
разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов
на основе изучения индивидуальных запросов и потребностей педагогических
работников;
организацию обучения педагогов по дополнительным профессиональным
программам по вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности
обучающихся;
разработку и обеспечение педагогов методическими рекомендациями и
материалами, в том числе сформированными в цифровой образовательной среде;
выявление и распространение лучших педагогических практик в области
формирования функциональной грамотности в урочной и во внеурочной деятельности;
адресную
методическую
и
ресурсную
поддержку
деятельности
профессиональных сообществ, методических объединений по вопросам методического
сопровождения профессионального развития педагогических работников по вопросам
формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся.
4.1. Структурный компонент муниципального уровня представляют:
4.1.1. Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского
района Республики Крым, муниципальное казенное учреждение «Центр
информационно-методического обеспечения учреждений образования
Первомайского района Республики Крым»
Функции:
разрабатывает и утверждает муниципальный план мероприятий («Дорожная
карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся;
осуществляют мероприятия по актуализации планов работы школьных учебнометодических объединений в части формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся;
организуют мероприятия по формированию и оценке функциональной
грамотности обучающихся на уровне общеобразовательных учреждений;
принимают участие в организации и проведении методических семинаров по
вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся;
организуют мероприятия по проведению информационно-просветительской
работы с родителями, СМИ, общественностью по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности;
обеспечивают наполнение контента информационного блока «Функциональная
грамотность» на официальном сайте;
осуществляют публикацию на сайте отдела образования, молодежи и спорта и
общеобразовательных организаций методических материалов для работы по повышению
качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях;
5
организуют проведение родительских собраний на тему формирования
функциональной грамотности;
организуют проведение мониторинга реализации плана мероприятий («Дорожная
карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций;
организуют формирование и реализацию индивидуальных маршрутов
непрерывного совершенствования профессиональных компетенций и повышения уровня
владения предметными областями;
организуют наставничество с целью повышения уровня учителей по вопросам
формирования функциональной грамотности обучающихся;
организуют стажировки на базе общеобразовательных организациях, имеющих
положительный опыт формирования и оценки функциональной грамотности;
организуют проведение для учителей тренингов по решению заданий (из банка
заданий ФГБНУ «ИСРО РАО») для оценки функциональной грамотности обучающихся;
организуют мероприятия по конструированию траекторий роста учителей по
вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся;
организуют мероприятия по подготовке тьюторов по вопросам формирования и
оценки функциональной грамотности обучающихся;
организуют проведение мастер-классов по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности;
организуют проведение открытых уроков по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности;
организуют мероприятия по выявлению, обобщению успешных практик
педагогов и
образовательных организаций по формированию и оценке функциональной
грамотности обучающихся;
осуществляют выявление и распространение лучших педагогических практик
преподавания цикла математических, естественных и гуманитарных наук и внеурочной
деятельности;
организуют работу инновационной площадки по отработке вопросов
формирования и оценке функциональной грамотности;
осуществляют мониторинг размещения на информационных ресурсах
общеобразовательных организаций актуальных материалов, связанных с проведением
внешних оценочных процедур, формированием функциональной грамотности;
организуют мероприятия по ознакомлению педагогических работников
общеобразовательных организаций с федеральными нормативными и методическими
материалами в области формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся;
организуют и проводят совещания, круглые столы с руководителями
образовательных организаций, педагогами по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности;
осуществляют мероприятия по анализу, интерпретации, принятию решений по
результатам региональных мониторингов оценки функциональной грамотности;
обеспечивают участие педагогов и обучающихся в массовых мероприятиях
(школа функциональной грамотности, недели функциональной грамотности, конкурс
методических материалов и др.) по вопросам формирования функциональной
грамотности;
обеспечивают участие общеобразовательных организаций и педагогов в
Республиканском фестивале педагогических инициатив;
организуют подготовку общеобразовательными организациями и педагогами
видеоматериалов, видео-пособий по формированию функциональной грамотности и
участие в конкурсе «Класс функциональной грамотности»;
6
осуществляют проведение региональных мониторинговых исследований по
оценке функциональной грамотности;
организуют практикумы и другие формы работы с обучающимися по решению
контекстных задач;
организуют
проведение
массовых
мероприятий
по
формированию
функциональной грамотности (олимпиады, конкурсы, развивающие беседы, лекции,
межпредметные и метапредметные проекты);
обеспечивают методическую поддержку по формированию функциональной
грамотности в работе образовательных центров «Точка роста».
4.1.2. Общеобразовательные организации Первомайского района
Республики Крым
Функции:
разрабатывают и утверждают планы общеобразовательных организаций по
формированию функциональной грамотности;
проводят мероприятия по формированию и оценке функциональной грамотности
обучающихся;
проводят информационно-просветительскую работу с родителями, СМИ,
общественностью по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности;
осуществляют
наполнение
контента
раздела
официальных
сайтов
общеобразовательных организаций по вопросам формирования функциональной
грамотности;
реализуют индивидуальные маршруты непрерывного совершенствования
профессиональных компетенций и повышения уровня владения предметными
областями;
организуют наставничество с целью повышения уровня учителей по вопросам
формирования функциональной грамотности обучающихся;
принимают участие в организации и проведении стажировок на базе
инновационной площадки МБОУ Первомайская школа №2 и в образовательных
организациях, имеющих положительный опыт формирования и оценки функциональной
грамотности;
принимают участие в проведении тренингов для учителей по решению заданий
(из банка заданий ФГБНУ «ИСРО РАО») для оценки функциональной грамотности
обучающихся;
реализуют траектории роста учителей по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся;
принимают участие в мероприятиях по подготовке тьюторов по вопросам
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся;
принимают участие в мероприятиях по формированию и обучению команд по
вопросам формирования и оценки функциональной грамотности;
принимают участие в проведении мастер-классов по вопросам формирования и
оценки функциональной грамотности;
проводят открытые уроки по вопросам формирования и оценки функциональной
грамотности;
выявляют лучшие педагогические практики преподавания цикла математических,
естественных и гуманитарных наук и внеурочной деятельности;
внедряют в учебный процесс банк заданий по оценке функциональной
грамотности;
принимают участие в мероприятиях по проведению региональных
мониторинговых исследований по оценке функциональной грамотности;
7
принимают участие в мероприятиях по развитию оценочной самостоятельности
обучающихся, рефлексии, мотивации на познавательную деятельность, на поиск
решения проблем, на проведение исследований, участия в проектной деятельности и др.
осуществляют организацию практикумов и других форм работы с обучающимися
по решению контекстных задач;
принимают участие в организации и проведении массовых мероприятий для
обучающихся по формированию функциональной грамотности (олимпиады, конкурсы,
развивающие беседы, лекции, межпредметные и метапредметные проекты, недели
функциональной грамотности);
формируют функциональную грамотность в работе образовательных центров
«Точка роста».
5. Показатели эффективности функционирования системы работы по
формированию функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций Первомайского района Республики Крым
При разработке показателей эффективности функционирования системы работы
по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных
организаций Первомайского района Республики Крым учитываются показатели
мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством
образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня
профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров
включая мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по формированию
функциональной грамотности школьников.
При оценке эффективности функционирования системы работы по
формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных
организаций Первомайского района Республики Крым учитываются все субъекты,
выполняющие функции и осуществляющие:
- организационно-управленческую деятельность по формированию функциональной
грамотности обучающихся;
- работу с педагогами и образовательными организациями в вопросах формирования
функциональной грамотности обучающихся;
- работу с обучающимися в вопросах формирования функциональной грамотности.
5.1. Показатели:
5.1.1. Показатели для оценки системы работы муниципального образования
по формированию функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций Республики Крым
Чек-лист. Показатели организационно-управленческой деятельности муниципальных
координаторов Республики Крым по формированию функциональной грамотности
обучающихся
№
Мероприятие
Отметка об
п/п
исполнении
Ссылка на документ
1.
Сформирована схема (алгоритм, процесс) управления
Ссылка на документ на
деятельностью по формированию функциональной
портале
грамотности: создана координационная группа
«Функциональная
управления процессом, а также методическая группа
грамотность»
по видам функциональной грамотности (учебным
официального сайта
предметам)
2.
Разработан и утвержден муниципальный план
Ссылка на документ на
мероприятий по формированию функциональной
портале
грамотности обучающихся
«Функциональная
8
3.
Разработана муниципальная нормативная правовая
база
4.
. Подготовлены выступления от муниципального
образования на еженедельных мероприятиях
региональных и муниципальных координаторов по
обмену опытом по формированию функциональной
грамотности обучающихся ОО РК в соответствии с
утвержденным графиком
5.
Разработаны методические рекомендации,
ориентированные на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся
образовательных организаций муниципального
образования Республики Крым по шести
направлениям (читательская грамотность,
математическая грамотность, естественнонаучная
грамотность, финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление)
Разработана и внедрена муниципальная модель
мониторинга сформированности функциональной
грамотности обучающихся
Разработана и внедрена региональнальная модель
мониторинга информационных ресурсов
образовательных организаций по плану:
1.
Наличие раздела «Функциональная Да/Нет
грамотность» на официальном
сайте
2.
Наличие рубрики «Нормативная
Да/Нет
база» на официальном сайте
6.
7.
3.
4.
5.
грамотность»
официального сайта
Ссылка на рубрику
«Нормативная база»
портала
«Функциональная
грамотность»
официального сайта
Ссылка на
подготовленные
материалы на портале
«Функциональная
грамотность»
Ссылка методические
рекомендации
муниципальных
координаторов на
портале
«Функциональная
грамотность»
Ссылка. Аналитическая
справка на
официальном сайте
Ссылка на документ по
итогам мониторинга на
портале
«Функциональная
грамотность»
официального сайта
Наличие нормативных документов Да/Нет
(Приказы, письма, нормативные
акты, положения и пр.
Минпросвещения России, МОНМ
РК, ГБОУ ДПО РК КРИППО, ГКУ
РК ЦОМКО, отдела образования)
Наличие итоговой справки о
Да/Нет
мониторинге сайтов
общеобразовательных
организаций, содержащей краткий
анализ, выводы и адресные
рекомендации
Наличие информационного
Да/Нет
9
8.
сопровождения мероприятий по
формированию функциональной
грамотности
6.
Наличие информации о работе
Да/Нет
инновационной площадки
7.
Наличие информации для
Да/Нет
родителей обучающихся ОО
муниципального образования
8.
Наличие информации для СМИ по Да/Нет
вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности
обучающихся
Созданы региональные стажировочные
(методические) площадки по отработке вопросов
формирования и оценки функциональной грамотности
на базе инновационных площадок
9.
Обеспечено проведение стажировок в
образовательных организациях, имеющих
положительный опыт формирования и оценки
функциональной грамотности
Ссылка на документы,
размещенные на
официальном сайте ООинновационной
площадки
Анализ информации,
Ссылка на документы,
размещенные на
официальном сайте
10.
Организовано наставничество с целью повышения
профессионального уровня учителей по вопросам
формирования функциональной грамотности
обучающихся
Ссылка на
информацию,
размещенную на
официальном сайте
11.
Осуществляется деятельность муниципальных учебно- Ссылка на
методических объединений и ассоциаций — учителей- информацию,
предметников
размещенную на
официальном сайте
Проведены муниципальные образовательные
Ссылка на
мероприятия в различных формах: конференции,
информацию,
мастер-классы, тренинги, круглые столы и пр
размещенную на
официальном сайте
Обеспечен контроль информационноАнализ информации,
просветительской работы с родителями, СМИ,
размещенной на
общественностью по вопросам формирования и
официальном сайте ОО
оценки функциональной грамотности обучающихся
Подготовлен банк видеоматериалов по формированию Ссылка на информацию
функциональной грамотности в помощь учителю,
(банк
обучающемуся, родителю
видеоматериалов),
размещенной на
официальном сайте
Проведены массовые мероприятия для обучающихся
Анализ информации,
(недели функциональной грамотности)
размещенной на
официальном сайте ОО,
Ссылка на итоговые
отчеты
Проведен муниципальный этап конкурса
Ссылка на итоговый
видеороликов «Класс функциональной грамотности»
приказ муниципального
12.
13.
14.
15.
16.
10
среди образовательных организаций Республики Крым этапа конкурса,
размещенный на
официальном сайте
5.1.2. Показатели для оценки системы работы общеобразовательных
организаций по формированию функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций Первомайского района
Республики Крым
Чек-лист. Показатели организационно-управленческой деятельности в
общеобразовательных организациях Первомайского района Республики Крым
по формированию функциональной грамотности обучающихся
№
п/п
1.
Мероприятие
Сформирована схема (алгоритм, процесс)
управления деятельностью по формированию
функциональной грамотности: создана
координационная группа управления процессом, а
также методическая группа по видам
функциональной грамотности (учебным предметам)
2.
.
Разработан и утвержден план мероприятий
общеобразовательной организации по
формированию
функциональной грамотности обучающихся
3.
.
Разработана нормативная правовая база
общеобразовательной организации по вопросам
формирования функциональной грамотности
обучающихся
4.
Подготовлены выступления от
общеобразовательной
организации на еженедельных мероприятиях
региональных и муниципальных координаторов по
обмену опытом по формированию функциональной
грамотности обучающихся ОО РК в соответствии с
утвержденным графиком
5.
На заседаниях методических объединений
проведено обсуждение вопросов, методических
рекомендаций, ориентированных на формирование
и оценку функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций
Республики Крым по шести направлениям
(читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная
Отметка об исполнении
Ссылка на документ
Ссылка на документ на
портале (в разделе)
«Функциональная
грамотность»
официального сайта
общеобразовательной
организации
Ссылка на документ на
портале (в разделе)
«Функциональная
грамотность»
официального сайта
общеобразовательной
организации
Ссылка на рубрику
«Нормативная база»
портала «Функциональная
грамотность»
официального сайта
общеобразовательной
организации
Ссылка на
подготовленные
материалы на портале
«Функциональная
грамотность»
официального сайта
общеобразовательной
организации
Ссылка на материалы
заседаний методических
объединений
учителейпредметников на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
11
грамотность, финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление)
6.
Разработана и внедрена модель мониторинга
сформированности функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательной организации
7.
Созданы стажировочные (методические) площадки
по отработке вопросов формирования и оценки
функциональной грамотности на базе
инновационной площадки (МБОУ Первомайская
школа №2)
Обеспечено проведение стажировок в
образовательных организациях, имеющих
положительный опыт формирования и оценки
функциональной грамотности
8.
9.
Организовано наставничество с целью повышения
профессионального уровня учителей по вопросам
формирования функциональной грамотности
обучающихся
10.
Проведены образовательные мероприятия в
различных формах: конференции, мастер-классы,
тренинги, круглые столы и пр.
11.
Проведена информационно-просветительская
работа с родителями, СМИ, общественностью по
вопросам формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся
12.
Проведены региональные массовые мероприятия
для обучающихся (недели функциональной
грамотности)
№
п/п
1.
2.
3.
Ссылка на материалы
официального сайта
общеобразовательной
организации
Ссылка на документы,
размещенные на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
Ссылка на документы,
размещенные на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
Ссылка на документы,
размещенные на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
Ссылка на информацию,
размещенную на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
Ссылка на информацию,
размещенную на
официальном сайте
общеобразовательной
организации
Ссылка на итоговый отчет
на официальном сайте
общеобразовательной
организации
5.1.3. Оценка уровня сформированности функциональной грамотности у
обучающихся образовательных организаций Республики Крым
5.1.3.1. Показатели для оценки уровня сформированности функциональной
грамотности у обучающихся образовательных организаций Республики
Крым
Показатели
Доля обучающихся 5-9 классов, в отношении которых проводилась оценка
функциональной грамотности, от общего количества обучающихся
Средневзвешенный по ОО процент выполнения заданий ВПР, оценивающих
функциональную грамотность
Доля ОО, в которых проведена оценка функциональной грамотности с
использованием инструментария, разработанного на основе банка заданий для
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной
12
школы (ФГБНУ «ИСРО РАО) по
читательской,
математической,
естественно-научной грамотности
Доля обучающихся, не преодолевших границу порогового уровня по
читательской,
математической,
4.
естественно-научной грамотности,
от общего количества обучающихся региона, участвующих в региональной
оценке по модели PISA
Разница между 25% лучших и 25% худших результатов по читательской,
5.
математической,
естественно-научной
грамотности
(по
результатам
региональной оценки по модели PISA)
Доля обучающихся, участвующих в региональном мониторинге по оценке
функциональной грамотности, и показавших результаты на:
пониженном уровне (от 0 до 30%)
6.
базовом уровне (от 31 до 60 %)
повышенном уровне (от 61% до 80%)
высоком уровне (от 81% до 100 %)
по каждому из видов грамотности
5.1.3.2. Указания к расчету показателей для оценки уровня
сформированности функциональной грамотности у обучающихся
образовательных организаций Республики Крым
I.
Пояснительная записка
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего
и основного общего образования, утвержденных 31 мая 2021 года, функциональная
грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности.
В целях обеспечения реализации программ начального общего и основного
общего образования образовательные организации для участников образовательных
отношений должны создавать условия, обеспечивающие возможность формирования
функциональной грамотности обучающихся. Таким образом, основные цели и задачи по
оценке функциональной грамотности направлены на выявление способности
обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебнопрактических и учебно-познавательных задач.
Для реализации задачи по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования Министерством просвещения Российской
Федерации запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности».
В рамках проекта разработаны измерительные материалы для обучающихся 5-х и 7-х
классов по шести направлениям функциональной грамотности (математической,
читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, глобальным
компетенциям и креативному мышлению). В соответствии с письмом Министерства
просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04
образовательные организации имеют возможность использовать в педагогической
деятельности разработанные в рамках проекта материалы. В соответствии с письмом
Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04
для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку
тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности, позволяющий
проводить тренировочные работы по всем видам грамотности для обучающихся 8-х и 9х классов.
13
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации
от 14 сентября 2021 года № 03-1510 реализуется комплекс мер, направленных на
формирование функциональной грамотности обучающихся, в соответствии с которым, в
том числе, необходимо организовать работу общеобразовательных организаций по
внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности,
что также стало основанием для разработки показателей и организации мониторинга по
этим показателям.
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации
от 17 сентября 2021 года № 03-1526 разработаны и апробированы дидактические
подходы к созданию заданий для оценки уровня функциональной грамотности
обучающихся, сформирован банк открытых заданий, а также выпущены печатные
учебные пособия эталонных заданий по шести направлениям функциональной
грамотности.
На сайте ФГБУ «ФИОКО» представлены примеры открытых заданий
исследования PISA, которые можно использовать в качестве учебно-методических
материалов по оценке функциональной грамотности обучающихся.
На сайте ФГБНУ «ИСРО РАО» размещен открытый банк заданий по
функциональной грамотности для 5-9-х классов.
Еще одним инструментом для оценки функциональной грамотности
обучающихся являются ВПР. Ниже представлены таблицы с распределением заданий
ВПР по видам грамотности. Выделенные задания имеют высокие показатели корреляции
с результатами оценки функциональной грамотности в рамках исследования «Оценка по
модели PISA». Необходимо подчеркнуть, что данный набор заданий может быть
использован только в целом без разделения на отдельные виды грамотности.
Математическая грамотность
Предмет
Класс
Номер задания в КИМ
(ВПР-2021)
Математика
4
9.1
Математика
4
9.2
Математика
8
16.1
Математика
8
16.2
Естественно-научная грамотность
Предмет
Класс
Номер задания в КИМ
(ВПР-2021)
Биология
8
8.1
География
6
3.3
География
7
7.1
География
7
7.2
Химия
8
5.1
Химия
8
5.2
14
Химия
11
Читательская грамотность
14
Предмет
Класс
Номер задания в КИМ
(ВПР-2021)
История
11
3
Обществознание
6
3.1
Обществознание
6
3.2
Обществознание
7
3.1
Русский язык
4
8
Русский язык
6
11
Русский язык
7
11.1
Русский язык
7
11.2
Русский язык
8
8
В таблицах представлено распределение заданий ВПР в 2022 году по
математической, естественно-научной и читательской грамотности.
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019–2024
годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего
образования на основе Методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся. В рамках проекта ОО получают отчет по
результатам исследования аналогичного оригинальному исследованию PISA.
Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018, по
традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и
естественно-научной грамотности. Помимо оценки результатов когнитивного теста по
видам грамотности, определенным концепцией PISA, исследование собирает
разнообразные контекстные данные, позволяющие определять особенности,
характеризующие региональную систему образования, и устанавливать факторы,
связанные с понижением или повышением образовательных результатов. Изучение этих
факторов, в свою очередь, позволяет предложить меры, направленные на повышение
качества образования, в рамках различных направлений управленческой деятельности.
Результаты исследования возможно использовать для обоснования и постановки целей и
определения задач на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации.
Инструментарий является стартовым в работе по построению вертикали
региональной системы оценки качества подготовки обучающихся по основным
общеобразовательным программам в рамках реализации региональных механизмов
управления качеством образования в Республике Крым по направлению «Система
оценки качества подготовки обучающихся» и представляет собой минимальный
обязательный набор показателей, который может быть дополнен на уровне
муниципального образования, образовательной организации с учетом специфики
функционирования в конкретных условиях.
На уровне образовательной организации информация размещается на
официальном сайте, учитывается при проведении самообследования, отражается в
15
ежегодном публичном докладе руководителя, является частью функционирования
внутренней системы оценки качества образования.
На уровне муниципального образования осуществляется обобщение и анализ
полученной информации от общеобразовательных организаций. Результаты анализа
используются для выявления проблем и обоснования принятия управленческих решений
по их разрешению с целью повышения качества образовательных результатов.
На уровне Республики Крым осуществляется обобщение и анализ материалов,
полученных от муниципальных образований, для дальнейшего описания и
интерпретации результатов мониторинга региональных показателей, а также для
дальнейшей разработки адресных рекомендаций, принятия на их основе мер и
управленческих решений, проведения мероприятий, направленных на ликвидацию
выявленных дефицитов, проведения анализа эффективности принятых мер, что позволит
определить степень достигнутого тому, что предполагалось достичь. На основании
результатов повторного измерения делается заключение об эффективности принятых
мер
с
обоснованным
описанием
дальнейшей
траектории
развития
(сохранение/усиление/ослабление принимаемых мер, пересмотр перечня мер, пересмотр
целей и показателей и т.п.).
Аналитические материалы размещаются на официальном сайте муниципального
образования Первомайского района и Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым для соблюдения принципов прозрачности и открытости.
Ответственность за предоставление достоверной и качественной информации
несет руководитель общеобразовательной организации.
II.
Порядок расчета показателей для оценки уровня сформированности
функциональной грамотности у обучающихся образовательных организаций
Республики Крым
Источни
№
Показатели
к
п/п
данных
Определяет долю обучающихся 5-9 классов, в отношении которых
проводилась оценка функциональной грамотности, от общего
количества обучающихся 5-9 классов в ОО.
Статисти
Показатель
определяется
согласно
статистическим
данным,
1
ка РЭШ
предоставляемым Федеральным институтом цифровой трансформации
в сфере образования, работы ОО на портале Российской электронной
школы (РЭШ) за отчетный период (01 сентября текущего года –
настоящий момент)
Определяет средневзвешенный по ОО процент выполнения заданий
Статисти
2 ВПР, оценивающих функциональную грамотность (в целом без
ка ВПР
разделения на отдельные виды грамотности).
3
4
Определяет долю ОО, в которых проведена оценка функциональной
грамотности с использованием инструментария РЭШ, разработанного
на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся основной школы (ФГБНУ «ИСРО РАО) по
математической, естественно-научной и читательской грамотности.
Показатель определяется согласно статистике, предоставляемой
Федеральным институтом цифровой трансформации в сфере
образования в период с 01 сентября текущего года по настоящий
момент на портале Российской электронной школы
Заполняется 1 раз в три года, согласно графику участия ОО в
региональной оценке по модели PISA, и определяет долю
обучающихся, не преодолевших границу порогового уровня по
Статисти
ка РЭШ
Статисти
ка PISA
16
5
6
читательской, математической, естественно-научной грамотности, от
общего количества обучающихся региона, участвующих в
региональной оценке по модели PISA, согласно п.1.2 «Основные
результаты исследования» федерального отчета, предоставленного по
результатам региональной оценки по модели PISA.
Заполняется 1 раз в три года, согласно графику участия ОО в
региональной оценке по модели PISA, и определяет категорию
«рисковые ОО», которая высчитывается разницей между 25% лучших
и 25% худших результатов по читательской, математической,
естественно-научной грамотности согласно п.1.2 «Основные
результаты исследования» федерального отчета, предоставленного по
результатам региональной оценки по модели PISA
Определяет уровни сформированности функциональной грамотности у
обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым
согласно результатам региональной диагностической работы
Статисти
ка PISA
Статисти
ка
результат
ов РДР
5.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- заполнение чек-листов;
- данные мониторинга;
- данные официальных сайтов Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым, Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский
республиканский институт постдипломного педагогического образования»,
муниципальных методических служб, образовательных организаций, иные
информационные ресурсы;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе статистика
РЭШ, ВПР, PISA);
- изучение нормативных правовых документов Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым, Государственного бюджетного образовательного
учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым
«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического
образования», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр
оценки и мониторинга качества образования», муниципальных методических
служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год.
По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные
рекомендации.
17