Гражданская оборона
05.04.2024
Гражданская оборона — система мероприятий по
подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются
одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного
строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших
функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения
безопасности населения страны.
Общее руководство гражданской обороной осуществляет
Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в
федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые
по должности являются начальниками ГО.
В настоящее
время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая
база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные
законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей» и «О гражданской обороне».
Защита населения достигается подготовкой и
использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых
технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты
предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств
индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и
медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение
устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный
государственный механизм по предупреждению возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в
экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и
других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное
внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию
сети наблюдения и лабораторного контроля.
Основные задачи,
решаемые гражданской обороной:
1. защита населения от последствий аварий, стихийных
бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов
сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
2. координация деятельности органов управления по
прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и
стихийных бедствий, аварий и катастроф;
3. создание и поддержание в готовности систем управления,
оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной,
химической и биологической обстановкой;
4. повышение устойчивости объектов экономики и
отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
5. поиск потерпевших аварию космических кораблей,
самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
6. специальная подготовка руководящих кадров и сил,
всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени;
7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия
населения;
8. обеспечение населения средствами индивидуальной
защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
9. эвакуация населения из крупных городов и
прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных
сильных разрушений или катастрофического затопления;
10. организация оповещения населения об угрозе
нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и
бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
11. обучение населения защите от оружия массового
поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных
работ.
Комплекс мероприятий для защиты населения и
экономики
Основные
мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
1. своевременное оповещение населения об угрозе
нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных
технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий
в чрезвычайной ситуации;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. использование средств индивидуальной защиты;
4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс]
населения в безопасные районы;
5. защита продовольствия, сооружений на системах
водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от
заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и
биологическими средствами;
6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных
ситуациях;
7. защита населения на всей территории страны;
8. дифференцированная защита населения с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и
степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
9. заблаговременное планирование и проведение
защитных мероприятий;
10. необходимая достаточность и максимально
возможное использование сил и средств при определении объема и содержания
мероприятий по защите населения.
Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
1. Подготовка государства к ведению Гражданской
обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития
вооружения, техники, средств защиты населения;
2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента
объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения
президентом военного положения.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
1. органы повседневного управления по обеспечению
защиты населения;
2. силы и средства, предназначенные для выполнения
задач гражданской обороны;
3. фонды и резервы финансовых, медицинских и
материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной
ситуации;
4. системы связи, оповещения, управления и
информационного обеспечения.
Гражданская
оборона организуется как по территориальному, так и по производственному
принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект
экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является
руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны
административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти).
Руководители гражданской обороны несут персональную
ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление
мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и
территориях.
История Гражданской обороны Российской Федерации
Защита гражданского населения в ходе вооруженного
противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории
человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной
тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более
трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило
всего 292 года без вооруженных конфликтов.
Гражданская оборона занимает особое положение в
этике вооруженного противоборства, преследуя цель — защиту мирного населения и
оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного
времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего
населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в
обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.
Трагическая статистика прошедшего века и начала
нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных
ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или
вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и
катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по
максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и
материальных и культурных ценностей
Гражданская оборона – это система
мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и
культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Изначально система гражданской обороны в нашей
стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства
от ударов с воздуха.
В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР
утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу
из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как
самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты
населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
Местная противовоздушная оборона – система мероприятий, осуществлявшихся
местными органами власти, направленных на защиту населения и народного
хозяйства от воздушного нападения. МПВО предназначалась для решения следующих
задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение,
когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и
объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха;
подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой
медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета. Эта система с
честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной
войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний,
предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более
400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от
гибели многие миллионы граждан. Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад
в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации.
Однако мало кто знает, какой значительный объем
работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий
промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено
около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов,
разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов. Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы
Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска. Очень
немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что
участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном
сооружен силами МПВО. А те, кто бывает в Государственном академическом Большом
театре или в театре им. Евгения Вахтангова, вряд ли имеют представление о том,
что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами
МПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино (в то время
пригородом Москвы), протяженностью 4,5 км.
В 50-е годы в арсенале государств появилось новое
оружие – ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия – ракеты.
Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите
населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую
оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы
общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное
время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового
поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения
спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!»,
актуальность которого сохраняется и в наши дни. В нашей стране защиту населения
от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной
подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной
защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от
оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника. Для
защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные
на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных
фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных
источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств
для восстановительных работ.
В настоящее время цели и задачи гражданской обороны
определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской
обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для
сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.
Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением
реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими,
военно-стратегическими и социально-экономическими условиями. Гражданская
оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей
территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее
мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной
власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и
хозяйственной деятельностью. Подготовка государства к ведению гражданской
обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития
вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных
действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее
местностях.
В мирное время силы и средства гражданской обороны
участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера. Гражданская оборона, ее силы и средства принимали
самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы,
землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии
на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.
После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не
только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами
предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.
В середине 1989 года была создана Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990
года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления
к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан
Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был
преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает
создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994
г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме
того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в
сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации
произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400
природного и более 1100 техногенного характера.
Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в
дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан
других государств. И это при том, что еще не все ответственные работники на
местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных
заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей
ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого
маленького коллектива, каждого человека.
История ГО в СССР и РФ в датах
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт
от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная
оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой
систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты
населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий
его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий,
электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО
была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 году МПВО была реорганизована в
Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО.
В 1971 году руководство ГО было возложено на
Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО —
заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО). Ответственность за ГО
на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных
депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители
которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы
ГО и различные службы.
В 1991 году система ГО была включена в состав
Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)
Войска гражданской обороны
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований
ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Затем
войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в
крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город
Балашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России
находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
1. ведение общей и специальной разведки в очагах
поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а
также на маршрутах выдвижения к ним;
2. проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных
ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в
зоны заражения и катастрофического затопления;
3. проведение санитарной обработки населения,
специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и
территории; проведение пиротехнических работ;
4. участие в проведении эвакуации населения и его
первоочередном жизнеобеспечении;
5. участие в проведении работ по восстановлению
объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других
важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской
обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с
невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными силами
РФ и другими воинскими формированиями. Указом Президента Российской Федерации
от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и
организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские
формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо
— спасательные воинские формирования).