Содержание курса

19.07.2023

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

-Основы православной культуры

-Основы исламской культуры

-Основы буддийской культуры

-Основы иудейской культуры

-Основы мировых религиозных культур

-Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательной деятельности самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Основы православной культуры»

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы православной культуры» реализуются по направлениям:

Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.

Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.

Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.

Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

Содержание учебника построено с учетом:

-возрастных особенностей участника образовательных отношений;

-новизны и особенностей содержания курса;

-культурологической направленности курса;

-направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

-имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

-возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.

Содержание учебного предмета «Основы исламской культуры»:

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).Хочу такой сайт

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Структура учебного предмета «Основы буддийской культуры»

Курс «Основы буддийской культуры» состоит из 30 основных тем. На 4 темы курса по учебному плану отведено по 2 часа. 1 урок по теме «Россия – наша Родина» является вводным во всех модулях. Урок по теме «Любовь и уважение к Отечеству» является заключительным. Первый блок курса посвящен нравственным ценностям, ценностям жизни. 

Блок 2 основывается на изучении буддийских праздников, обычаев, обрядов, традиций, символов, ритуалов, искусства.

В понятийный аппарат всего курса входят такие понятия как толерантность, гуманизм, милосердие, ритуал, обряд, традиции, обычаи, притчи и т.д.

Для решения учебно-воспитательных задач курса предусмотрены разные виды технологий работы с детьми: компьютерные, игровые, диалоговые, проектные, исследовательские и т.д.

На уроках предусматриваются следующие виды работ: работа с высказываниями, с иллюстрациями, с презентациями, работа с текстом, просмотр видеосюжетов, и т.д.

В начале и в конце каждого занятия предусматриваются вопросы для проверки знаний (проблемные, ситуационные, тестовые, открытые ит.д.), вопросы по проверке умений и навыков, вопросы для проведения рефлексии.

 

По программе предусматривается домашнее задание.

Содержание модуля «Основы иудейской культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —

главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной

жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарѐм: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Содержание  модуля «Основы мировых религиозных культур»

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ 

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. 

Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам 

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм 

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Поведение итогов» 

 

«Золотое правило нравственности». 

     Содержание  учебного  предмета "Светская этика":

Россия – наша Родина
Что такое светская этика?
Мораль и культура
 
Особенности морали
 
Добро и зло
Добродетель и порок
 
Свобода и моральный выбор человека
 
Свобода и ответственность
 
Моральный долг
 
Справедливость
 
Альтруизм и эгоизм
 
Дружба
 
Что значит быть моральным
 
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
 
Нравственный поступок
 
Золотое правило нравственности
 
Стыд, вина и извинение
 
Честь и достоинство
 
Совесть 
 
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
 
Джентльмен и леди
 
Образцы нравственности в культуре Отечества
 
Этикет
 
Семейные праздники
 
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
 
Любовь и уважение к Отечеству

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».