МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского
района Республики Крым
МБОУ Первомайская школа №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководитель ШМО
заместитель директора
по УВР
директор
_______________Н.С.Ткачук __________О.В.Ушакова
Протокол
Приказ№ от
________Н.В.Клименко
Приказ№ от
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования для обучающегося ФГОС для обучающихся с тяжёлым
нарушением речи (вариант 5.2)
учебного предмета«Иностранный (английский)язык. Базовый уровень»
2024-2026 уч.год
(6 класс)
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программ по учебному предмету «Английский язык»
адаптирована для обучения школьников 5—9 классов с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.2)
с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию обучающихся.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной программы для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи составляют:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(ст.
2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,,58,59,60,66,75,79).
2.
ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря
2010 г. № 1897) с изменениями.
3.
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
(зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
4.
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями и
дополнениями от 24.11.2015г. № 81 (ОВЗ).
5.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
6.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
8.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.
№ 986).
9.
Федеральный закон от 24.11.2013 года № 185-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации».
10.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09. 2013г N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013
N 30242).
11.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.
№ ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
12.
Адаптированная основная образовательная программа
основного
2
общего образования МАОУ СОШ № 25 для обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи (вариант 5.2)
13.
Авторская программа Ю.Ваулиной, О.Подоляко, В.Эванс,
Д.Дулей «Spotlight» / Английский язык в фокусе – М.: Просвещение,
2017г.
Программа отражает специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями
речи (вариант 5.2), страдающих выраженным общим недоразвитием речи
(алалией,
дизартрией),
фонетико-фонематическим
недоразвитием,
нарушениями лексико-грамматического строя речи, письма и чтения, степень
выраженности которых не препятствует инклюзивному обучению в рамках
общеобразовательных классов обычной общеобразовательной школы. При
этом у обучающихся сохранный физический слух и интеллект.
Целью реализации адаптированной рабочей программы является
создание условий для:
• обеспечения прав детей, имеющих особые образовательные потребности,
на получение образования;
• формирования коммуникативной компетенции учащихся в совокупности
её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
учебно–познавательной;
• чтение несложных аутентичных текстов с целью извлечения информации о
странах изучаемого языка, их культуре и быте.
Задачи, реализуемые на уровне основного общего образования:
• создать условия для успешной самореализации обучающихся в
различных видах познавательно-образовательной деятельности;
• формировать и развивать познавательные интересы обучающихся,
навыки самообразования, повышать мотивацию обучения;
• развивать индивидуальные способности и склонности обучающихся
по немецкому языку;
• создать благоприятный психолого-педагогический климат для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи;
• организовать профессиональную ориентацию девятиклассников с
тяжёлыми нарушениями речи;
• развивать речь, мышление, воображение школьников, выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• развивать навыки культуры речи во всех её проявлениях, уметь
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания.
Рабочая программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант
5.2)
разработана
с
учетом
психолого-педагогической
характеристики
таких обучающихся. Одним из ведущих признаков
3
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи является более позднее, по
сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании
экспрессивной речи при относительно благополучном понимании
обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с
возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь
этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом разнообразных
фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Нарушения в
формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все
психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При
относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они
забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У
части обучающихся низкая активность припоминания может сочетаться с
дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического
развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в
целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными
операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии
словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с тяжёлыми нарушениями речи присуще и некоторое
отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся
плохой
координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных
движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью
реализации сложных двигательных программ, требующих пространственновременной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук),
артикуляторных).
Место в учебном плане
На изучение английского языка как основного иностранного языка в 5-9
классах отводится 510 часов: по 102 часа в каждом классе (3 часа в
неделю из расчета 34 рабочих недели на каждый учебный год).
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Освоение
рабочей
программы
обеспечивает
достижение
обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи трех видов результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения рабочей программы включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки,
4
необходимые для достижения основной цели современного образования –
введения обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты изучения курса:
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
• осознание себя членом общества и государства;
• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей установка
на здоровый и безопасный образ жизни;
• формирование мотивации изучения английского языка и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Английский
язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного
языка;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы включают
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями
(составляющими
основу
умения
учиться)
и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и
жизненные задачи.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
• понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу;
• формировать способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• мотивационная
основа
учебной
деятельности,
включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе.
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий;
• умение структурировать знания;
5
• осуществлять поиск необходимой информации с помощью двуязычных
словарей и справочной литературы; наблюдать и делать выводы;
• научится осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
• проводить сравнение;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять
поиск необходимой информации;
• устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое
высказывание в устной форме;
• использовать знаково-символические средства;
• строить речевое высказывание;
• самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для
изучения незнакомого материала;
• отбирать необходимые источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников;
• представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе
с помощью ИКТ;
• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким
основаниям; находить закономерности.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• задавать вопросы;
• строить речевое высказывание;
• проводить сравнение;
• обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков;
• строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы;
• учитывать различные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• контролировать свои действия;
• формулировать собственное мнение; задавать вопросы;
• договариваться и приходить к общему решению;
• владеть диалогической формой речи.
Результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.2.) программы коррекционной работы включают группу
специальных требований:
6
• правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
• умение произвольно изменять основные акустические характеристики
голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока
посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам);
• практическое владение основными закономерностями грамматического
и лексического строя речи;
• сформированность лексической системности;
• сформированность психофизиологического, психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и
письмом;
• владение письменной формой коммуникации;
• позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
• понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией:
• умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения
при участии в общей коллективной деятельности;
• умение договариваться о распределении функций в совместной
деятельности;
• владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
подготовке в совместной деятельности;
• повышение способности к дифференцировке и осмыслению
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей;
• умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений;
• прогресс в развитии регулятивной функции речи;
• развитие интереса к представителям ближайшего окружения;
• расширение представлений о различных представителях широкого
социума;
• расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах,
ценностях;
• обогащение и расширение социального опыта.
Результаты коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.2.) включают группу специальных требований:
• правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
7
• умение произвольно изменять основные акустические характеристики
голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока
посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам);
• практическое владение основными закономерностями грамматического
и лексического строя речи;
• сформированность лексической системности;
• сформированность психофизиологического, психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и
письмом;
• владение письменной формой коммуникации;
• позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
• понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией:
• умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения
при участии в общей коллективной деятельности;
• умение договариваться о распределении функций в совместной
деятельности;
• владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
подготовке в совместной деятельности;
• повышение способности к дифференцировке и осмыслению
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей;
• умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений;
• прогресс в развитии регулятивной функции речи;
• развитие интереса к представителям ближайшего окружения;
• расширение представлений о различных представителях широкого
социума;
• расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах,
ценностях;
• обогащение и расширение социального опыта.
Результаты освоения обучающимся с тяжелыми нарушениями речи(вариант
5.2) программы коррекционной работы проявляются в следующих
достижениях:
• имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные
(конкретные и обобщенные), пространственные, социальные
представления;
• проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
8
• проявляет стремление к самостоятельности и независимости от
окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
• умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению социальной активности;
• способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять настойчивость в достижении цели;
• способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с
возрастом);
• знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и
повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник основной школы научится:
− выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед
дистанционной аудиторией;
− участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с
использованием возможностей Интернета;
− использовать возможности электронной почты для информационного
обмена;
− осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение
заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио);
− соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других
людей.
Получит возможность научиться:
− взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над
сообщением;
− участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
− взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей
Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск информации
Научится:
− использовать различные приёмы поиска информации в Интернете;
− использовать различные библиотечные, в том числе электронные,
каталоги для поиска необходимых книг;
− искать информацию в различных базах данных;
Получит возможность научиться:
9
− использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе
учебной деятельности.
Формирование
учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся
Выпускник основной школы научится:
− планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные
исследуемой проблеме;
− выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой
проблеме;
− распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
− ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
− отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
Получит возможность научиться:
− самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный проект;
− использовать догадку, озарение, интуицию;
− целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
− осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
Формирование читательской компетенции обучающихся
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник основной школы научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл:
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с
опорой на предыдущий опыт;
• объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
Получит возможность научиться:
− анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и её
осмысления.
10
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Научится:
− интерпретировать текст:
• сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера;
• обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
• делать выводы из сформулированных посылок;
Получит возможность научиться:
− выявлять информацию, которая явно в тексте не выражена, но
существует, как подтекст на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Научится:
− откликаться на содержание текста:
• оцениватьутверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
Получит возможность научиться:
− критически относиться к рекламной информации;
− находить способы проверки противоречивой информации;
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных
действий приоритетное внимание при работе с текстом должно быть
уделено:
− формированию действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и
приобретению опыта такой работы, практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества;
− практическому
освоению
умений,
составляющих
основу
коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации;
− развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования
речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению
опыта регуляции собственного речевого поведения как основы
коммуникативной компетентности.
11
В сфере развития познавательных универсальных учебных
действий приоритетное внимание при работе с текстом должно быть
уделено:
− развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
− практическому освоению методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, регулярному обращению в учебном
процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических
средств, широкого спектра логических действий и операций.
Предметные результаты изучения разделов программы
Предметными результатамидля основной школыявляются:
А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком
как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
− начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
− расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение,
просьбу,
отвечать
на
предложение
собеседника
согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексикограмматического материала;
− рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее;
− сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
− описывать события/явления, передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
− воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,
одноклассников;
− воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/ интервью);
− воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую
догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудиои видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
− читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
12
− читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным
и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой
переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также
справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию,
выражать своё мнение;
− читать
аутентичные
тексты
с
выборочным
пониманием
значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
− заполнять анкеты и формуляры;
− писать поздравления, личные письма с опорой на образец с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах
изучаемого языка;
− составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко
излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
− применение правил написания слов, изученных в основной школе;
− адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного
языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
− соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное,
отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на
смысловые группы;
− распознавание и употребление в речи основных значений изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого
этикета);
− знание
основных
способов
словообразования
(аффиксации,
словосложения, конверсии);
− понимание и использование явлений многозначности слов иностранного
языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
− распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций изучаемого языка;
− знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных
форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей,
существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
− знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков.
Социокультурная компетенция:
− знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих
13
знаний в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
− распознавание и употребление в устной и письменной речи основных
норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой
оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
− знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран
изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора
(скороговорок, поговорок, пословиц);
− знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы;
− представление об особенностях образа жизни, быта, культуры
страны/стран
изучаемого
языка
(всемирно
известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
− представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
− понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция— умение выходить из трудного положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации
за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых
трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
− умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на
уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
− владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной
задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
− умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной
школы;
− готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым
словарями, мультимедийными средствами);
− владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения
иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
− представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
14
− достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями иностранного языка, установление межличностных и
межкультурных контактов в доступных пределах;
− представление о целостном полиязычном, поликультурном мире,
осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как
средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
− приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и
через непосредственное участие в школьных обменах, туристических
поездках, молодёжных форумах.
Г. В эстетической сфере:
− владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
− стремление к знакомству с образцами художественного творчества на
иностранном языке и средствами иностранного языка;
− развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных
тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
− умение рационально планировать свой учебный труд;
− умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
− стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание,
спорт, фитнес).
Виды речевой деятельности. Коммуникативные предметные умения (5-9
класс).
Говорение
Диалогическая речь.
Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более
вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении:
умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные
диалоги.
Объём диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы)
со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5 – 3 мин (9
класс).
Монологическая речь.
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с
использованием основных коммуникативных типов речи: описание
сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения),
рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой
15
аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст
либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания — от 8—10 фраз (5— 7 классы)
до 10 – 12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога – 1,5 – 2 мин
(9класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания
на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной
проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в
зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов:объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалогинтервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на
несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся
языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста
осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с
изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время
звучания текстов для аудирования — до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном
или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера,
опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования
— до 1,5мин.
Чтение.
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и
точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с
пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным
пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием
нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры
текстов:
научно-популярные,
публицистические,
художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню,
проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
16
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного
словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на
несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе
предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых
слов. Объём текстов для чтения – 600-700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных
жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких
текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет
интерес для учащихся.
Объём текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных
аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом
материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной
информации.
Объём текста для чтения – около 500 слов.
Письменная речь.
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно
умений:
− писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками,
выражать пожелания (объёмом 30—40слов, включая адрес);
− заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол,
гражданство, адрес);
− писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать
адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма
— около 100-110 слов, включая адрес;
− составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко
излагать результаты проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография.
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на
основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетика.
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и
интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки
произношения различных типов предложений.
Лексика.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в
17
объёме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе).
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную
лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран
изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
1)аффиксация:
− глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite); -ize/-ise (revise);
− существительных
–sion/-tion
(conclusion/celebration),
-ance/-ence
(performance/influence),
− -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist
(optimist), -ing (meeting);
− прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter(international); -y (buzy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic
(scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible
(enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
− наречий –ly (usually);
− числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
2) словосложение:
− существительное + существительное (peacemaker);
− прилагательное + прилагательное (well-known);
− прилагательное + существительное (blackboard);
− местоимение + существительное (self – respect);
3) конверсия:
− образование существительных от неопределённой формы глагола (to play
– play);
− образование прилагательных от существительных (cold – cold winter);
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости,
многозначности.
Грамматика.
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств,
изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
− Нераспространённые и распространённые простые предложения, в том
числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом
порядке (Wemovedtoanewhouselastyear); предложения с начальным ‘It’ и с
начальным ‘There + tobe’ (It’s cold.It’s five o’clock.It’s interesting.It was
winter. There are a lot of trees in the park).
− Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or.
− Сложноподчинённыепредложенияссоюзамиисоюзнымисловами
what,
when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so.
18
− Сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами
for, since, during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless;
определительными с союзами who, which, that.
− Сложноподчинённые предложения с союзами whoever, whatever, however,
whenever.
− Условныепредложенияреального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go
for a picnic) инереальногохарактера (Conditional II – If I were rich, I would
help the endangered animals; Conditional III – If she had asked me, I would
have helped her).
− Все типы вопросительных предложений (общий, специальный,
альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, PastSimple;
PresentPerfect; PresentContinuous).
− Побудительные предложения в утвердительной (Becareful) и
отрицательной (Don’tworry) форме.
− Предложениясконструкциями as… as, not so … as, either …or, neither …
nor.
− Конструкция tobegoingto (для выражения будущего действия).
− Конструкция It takes me … to do something; to look/feel/be happy.
− Конструкцииbe/get used to something; be/get used to doing something.
− Конструкциисинфинитивомтипа I saw Jim ride/ riding his bike. I want you to
meet at the station tomorrow. She seems to be a good friend.
− Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в
изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past
Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Futurein-the-Past).
− Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past,
Future Simple Passive; Past Perfect Passive).
− Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might,
must/have to, shall/should, would, need).
− - Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных
предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времён
в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
− Причастия настоящего и прошедшего времени.
− Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего
времени) без различения их функций.
− Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа
обучения.
− Определённый, неопределённый и нулевой артикли (в том числе с
географическими названиями).
− Неисчисляемые и исчисляемые существительные (apencil, water),
существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени
19
−
−
−
−
−
(aburninghouse,
awrittenletter).
Существительные
в
функции
прилагательного (artgallery).
Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных
не по правилу (little-less-least).
Личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а
также в абсолютной форме (mine).Неопределённые местоимения (some,
any). Возвратные местоимения, неопределённые местоимения и их
производные (somebody, anything, nobody, everything, etc.).
Наречия, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающие по форме с
прилагательными (fast, high).
Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at
least, etc.
Числительные для обозначения дат и больших чисел.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
− переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
− использовать в качестве опоры при собственных высказываниях
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
− прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов;
− догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
− использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств.
Предметное содержание речи
6 класс
Вводный модуль
Научатся:
• понимать на слух тексты, различать устную и письменную речь;
• читать текст и находить определенную информацию;
• называть цвета предметов;
• называть слова по буквам;
• употреблять в речи глаголы.
Получат возможность научиться:
• описывать действия по картинке, составлять рассказ по картинке;
• вести беседу по тексту.
Модуль 1.
Школьные дни.
Научатся:
• читать и слушать текст о школе;
• подбирать заголовок к тексту;
20
• комментировать то, что изображено на фотографиях;
• работать со словарем;
• составлять диалоги.
Получат возможность научиться:
• составлять текст из предложенных предложений;
• составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему;
• находить информацию в учебнике, анализировать её содержание;
• совершенствовать технику чтения вслух и орфографические навыки;
• оценивать результаты выполненного задания «проверь себя» по учебнику.
Модуль 2.
Это я!
Научатся:
• понимать на слух высказывания с опорой на текст и рисунки;
• называть страны и национальности);
• классифицировать и объединять слова по значению в тематические
группы;
• читать текст и подбирать рисунки к нему;
• вести этикетный диалог;
• считать от 21 до 100;
• рассказывать о себе;
• употреблять существительные во множественном числе.
Получат возможность научиться:
• работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о
слове;
• составлять текст по рисунку и опорным словам;
• рассказывать о британских сувенирах;
• употреблять краткие формы;
• рассказывать о героях мультфильмов;
• составлять викторину о странах и их столицах.
Модуль 3.
Мой дом – моя крепость.
Научатся:
• читать тексты о домах и комнатах, соотносить их с рисунками;
• воспроизводить ответы на вопросы прослушанного текста;
• рассказывать о своей квартире (доме);
• составлять диалоги по теме;
21
• описывать типичный дом в нашей стране;
• говорить о мебели.
Получат возможность научиться:
• работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова;
• находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они
использованы авторами;
• развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений;
• описывать знаменитое здание в нашей стране.
Модуль 4.
Семейные узы
Научатся:
• читать текст-описание семьи;
• описывать внешность;
• говорить о знаменитых людях;
• рассказывать о своём хобби.
Получат возможность научиться:
• новым словам по теме;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• написать стихотворение о своей семье;
• составлять диалоги;
• составлять рассказы по иллюстрациям учебника;
• делать сообщения по заданной теме;
• работать с деформированным текстом.
Модуль 5.
Животные мира
Научатся:
• читать текст о животных с полным пониманием;
• описывать своих питомцев и их болезни;
• вести диалог – расспрос о питомце;
• называть части тела животных;
• писать объявление .
Получат возможность научиться:
• новым словам по теме;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• рассказывать о жизни насекомых;;
• делать плакат о животных нашей страны;
• составлять рассказы о животных по иллюстрациям учебника.
22
Модуль 6.
С утра до вечера
Научатся:
• рассказывать о своих ежедневных делах;
• называть время;
• отвечать на предложение что – либо сделать;
• употреблять предлоги времени;
• строить предложения в настоящем длительном времени.
Получат возможность научиться:
• вести беседу в разнообразных ситуациях, связанных с ежедневными
делами;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• воспринимать на слух текст о занятиях в выходные дни;
• составлять текст о знаменитой достопримечательности;
• писать электронное письмо о том, что делают члены вашей семьи в
настоящее время;
• делать солнечные часы.
Модуль 7.
В любую погоду
Научатся:
• читать диалоги о погоде по ролям, выразительно читать тексты по
подтеме;
• описывать погоду;
• говорить об одежде;
• составлять диалоги в ситуации покупки одежды;
• употреблять и различать настоящее простое и настоящее длительное
время;
• говорить о занятиях во время каникул.
Получат возможность научиться:
• вести беседу в разнообразных ситуациях ,связанных с погодой;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• воспринимать на слух текст о покупке одежды с последующим
выполнением заданий;
• составлять рифмовки;
• подписывать поздравительную открытку;
• разговаривать в чате о погоде и одежде.
Модуль 8.
Особые дни
Научатся:
• читать текст-описание праздников и фестивалей;
23
• описывать картинку с изображением еды и напитков;
• приглашать на день рождения;
• говорить о вкусах»
• слушать и говорить о безопасности на кухне;
• описывать празднование;
• употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Получат возможность научиться:
• новым словам по теме;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• писать статью в журнал о праздновании дня рождения;
• составлять диалоги «На дне рождения»;
• составлять рассказы по иллюстрациям учебника;
• делать сообщения по заданной теме;
• составлять викторину о праздниках в нашей стране;
• делать плакат о правилах безопасности на кухне.
Раздел 9.
Современная жизнь
Научатся:
• читать и слушать тексты о магазинах;
• спрашивать, как пройти и объяснять;
• употреблять глаголы в простом прошедшем времени;
• слушать и рассказывать о фильмах.
Получат возможность научиться:
• новым словам по теме;
• пользоваться толковым словарём и находить в нём значения слов;
• делать плакат о деньгах в нашей стране;
• составлять диалоги по теме «В торговом центре»;
• составлять рассказы по иллюстрациям учебника;
• делать сообщения по заданной теме;
• писать электронное письмо с описанием фильма.
Раздел 10.
Каникулы
Научатся:
• находить информацию в тексте и использовать проверку понимания
прочитанного;
• отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
• сотрудничать в парах.
Получат возможность научиться:
• новым словам по теме;
• составлять устный рассказ по рисункам учебника.
• составлять устный рассказ о событиях будущего.
24
• составлять рассказы по иллюстрациям учебника;
• делать сообщения по заданной теме.
25