РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1887318) учебного предмета «Биология. Углубленный уровень» для обучающихся 10 –11 классов
Описание образовательной программы
Программа по учебному предмету
"Биология" (далее - биология) на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы
воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого
уровня изучения (10–11 классы) является одним из компонентов предметной области
«Естественно-научные предметы». Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации
обучения на уровне среднего общего образования и призваны обеспечить
преемственность между основным общим, средним общим, средним профессиональным и
высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач, связанных с профориентацией обучающихся и стимулированием
интереса к конкретной области научного знания, связанного с биологией,
медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Программа по учебному предмету
"Биология" даёт представление о цели и задачах изучения учебного
предмета «Биология» на углублённом уровне, определяет обязательное
(инвариантное) предметное содержание, его структурирование по разделам и темам,
распределение по классам, рекомендует последовательность изучения учебного
материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии
реализован принцип преемственности с изучением биологии на уровне основного
общего образования, благодаря чему просматривается направленность на
последующее развитие биологических знаний, ориентированных на формирование естественно-научного
мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни,
на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. В программе по
биологии также показаны возможности учебного предмета «Биология» в реализации требований
ФГОС СОО к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам
обучения и в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности
обучающихся по освоению содержания биологического образования на уровне
среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология» на уровне среднего
общего образования завершает биологическое образование в школе и ориентирован
на расширение и углубление знаний обучающихся о живой природе, основах
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики,
селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на
углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к последующему
получению биологического образования в вузах и организациях среднего
профессионального образования. Основу его содержания составляет система
биологических знаний, полученных при изучении обучающимися соответствующих
систематических разделов биологии на уровне основного общего образования, в
10–11 классах эти знания получают развитие. Так, расширены и углублены
биологические знания о растениях, животных, грибах, бактериях, организме
человека, общих закономерностях жизни, дополнительно включены биологические
сведения прикладного и поискового характера, которые можно использовать как
ориентиры для последующего выбора профессии. Возможна также интеграция
биологических знаний с соответствующими знаниями, полученными обучающимися при
изучении физики, химии, географии и математики.
Структура программы по учебному предмету
"Биология" отражает системно-уровневый и эволюционный подходы к
изучению биологии. Согласно им, изучаются свойства и закономерности,
характерные для живых систем разного уровня организации, эволюции органического
мира на Земле, сохранения биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе
изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии
развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии,
актуализируются знания обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии
человека. В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы экологии и учение о
биосфере.
Учебный предмет «Биология» призван обеспечить
освоение обучающимися биологических теорий и законов, идей, принципов и правил,
лежащих в основе современной естественно-научной картины мира, знаний о
строении, многообразии и особенностях клетки, организма, популяции, биоценоза,
экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных исследованиях в
биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для развития и поддержания
интереса обучающихся к биологии наряду со значительным объёмом теоретического
материала в содержании программы по биологии предусмотрено знакомство с
историей становления и развития той или иной области биологии, вкладом
отечественных и зарубежных учёных в решение важнейших биологических и
экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне – овладение обучающимися знаниями о
структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение
умений использовать эти знания в формировании интереса к определённой области
профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного
заведения для продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета
«Биология» на углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы биологических
знаний: об основных биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах,
закономерностях и правилах, составляющих современную естественно-научную картину
мира; о строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания
живой природы: исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции,
биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами
самостоятельного проведения биологических исследований в лаборатории и в
природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
овладение обучающимися умениями:
самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию;
пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь
между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами
человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
обосновывать и соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила
поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать
современные научные открытия в области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и
творческих способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями и
современными исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией
биологического исследования, проведения экспериментальных исследований, решения
биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание у обучающихся ценностного
отношения к живой природе в целом и к отдельным её объектам и явлениям;
формирование экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения
в природе; интеграции естественно-научных знаний;
приобретение обучающимися компетентности в
рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны
видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья
окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в
повседневной жизни;
создание условий для осознанного выбора
обучающимися индивидуальной образовательной траектории, способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с
индивидуальными интересами и потребностями региона.