РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1347749) учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Программа по физике базового уровня на уровне
среднего общего образования разработана на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на
формирование естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов при
обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного
подхода. Программа по физике соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает
необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными
учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне
среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса физики:
личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа по физике включает:
·
планируемые результаты освоения курса физики на базовом
уровне, в том числе предметные результаты по годам обучения;
·
содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения.
Физика как наука о наиболее общих законах
природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный
вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики –
системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определяет характер и развитие разнообразных
технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых
материалов с заданными свойствами и других. Изучение физики вносит основной
вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в
формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных
исследований.
В основу курса физики для уровня среднего
общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы
его построения.
Идея
целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит
материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и
современной физики.
Идея
генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён вокруг физических
теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о структурных
уровнях материи, веществе и поле.
Идея
гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного
потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием
общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими
проблемами.
Идея
прикладной направленности. Курс физики предполагает знакомство с широким кругом
технических и технологических приложений изученных теорий и законов.
Идея
экологизации реализуется посредством введения элементов содержания, посвящённых
экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием техники и
технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования и
экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне
среднего общего образования являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных
законов и принципов в современных представлениях о природе, границах
применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе физики
реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности
обучающихся. Для базового уровня курса физики – это использование системы
фронтальных кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в
программе по физике объединены в общий список ученических практических работ.
Выделение в указанном перечне лабораторных работ, проводимых для контроля и
оценки, осуществляется участниками образовательного процесса исходя из
особенностей планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается
овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения, исследования
зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке предложенных
гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных
и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи
с явно заданной физической моделью, позволяющие применять изученные законы и
закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных
разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на объяснение
протекания физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора
физической модели для ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к
материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса
физики на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях
предметного кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов
естественно-научного цикла. В кабинете физики должно быть необходимое
лабораторное оборудование для выполнения указанных в программе по физике
ученических практических работ и демонстрационное оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в
соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку
перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для исследования
изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их
технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических
практических работ формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается
в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты лабораторного
оборудования должны быть построены на комплексном использовании аналоговых и
цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в виде цифровых
лабораторий.
Основными целями изучения физики в общем
образовании являются:
·
формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
·
развитие представлений о научном методе познания и
формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
·
формирование научного мировоззрения как результата
изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
·
формирование умений объяснять явления с использованием
физических знаний и научных доказательств;
·
формирование представлений о роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением
следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне среднего общего
образования:
·
приобретение системы знаний об общих физических
закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную физику,
электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
·
формирование умений применять теоретические знания для
объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
·
освоение способов решения различных задач с явно заданной
физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической
модели, адекватной условиям задачи;
·
понимание физических основ и принципов действия
технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую
среду;
·
овладение методами самостоятельного планирования и
проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
·
создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности.
На изучение физики (базовый
уровень) на уровне среднего общего образования отводится 136 часов: в 10 классе
– 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень
лабораторных и практических работ является рекомендованным, учитель делает
выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся.