Адаптированная рабочая программа по физике для учащихся 8 класса
Описание образовательной программы
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) «обеспечивает вариативность содержания образовательных
программ основного общего образования, возможность формирования программ
основного общего образования различного уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья» (Раздел 1. Общие положения, п.1).
Примерная адаптированная основная
образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, Примерной основной образовательной программой основного
общего образования (далее – ПООП ООО), Примерной программой воспитания
(одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.),
с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования.
Структура ПАООП ООО обучающихся с
ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП ООО обучающихся с ЗПР, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
§
пояснительную
записку;
§
цели и
задачи реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР;
§
принципы
и подходы к формированию АООП ООО обучающихся с ЗПР;
§
планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
§
систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел определяет
общее содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:
§
примерные
рабочие программы отдельных учебных предметов;
§
программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
§
примерную
программу воспитания обучающихся с ЗПР, разработанную на основе Примерной
программы воспитания (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол
от 2 июня
§
программу
коррекционной работы, включая программы коррекционных курсов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также систему условий реализации АООП ООО
обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:
§
примерный
учебный план;
§
план
внеурочной деятельности;
§
примерный
календарный учебный график;
§
примерный
календарный план воспитательной работы;
§
систему
специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР, включая
общесистемные требования, требования к материально-техническому и
учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым,
психолого-педагогическим, финансовым условиям.
Решение о получении образования обучающимся с ЗПР на уровне основного
общего образования по адаптированной основной образовательной программе
принимается на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(далее – ПМПК), сформулированного по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования. АООП ООО обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации и/или абилитации инвалида (далее – ИПРА)
в части создания специальных условий получения образования.
АООП ООО обучающихся с ЗПР может быть реализована в образовательных
организациях разных типов: как в образовательных организациях общего типа, так
и в специальных образовательных организациях или специальных классах,
реализующих адаптированную основную образовательную программу основного общего
образования обучающихся с ЗПР.
Категория обучающихся с ЗПР –
наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ, характеризующаяся
крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием
этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.
Комплекс биосоциокультурных факторов, вызвавших у обучающегося задержку психического развития,
включающий функциональную и/или органическую недостаточность центральной
нервной системы, и отсутствие или недостаточность специализированной помощи на
уровне начального общего образования приводят в ряде случаев к особой
выраженности и стойкости данного нарушения развития, что определяет
необходимость обеспечения специальных образовательных условий при обучении
таких обучающихся на уровне основного общего образования.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в
пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков,
необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или
ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.
Даже при условии получения
специализированной помощи в период обучения в начальной школе, обучающиеся с
ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные затруднения в учебной
деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными способностями,
специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями
регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем умственной работоспособности
и продуктивности.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО обучающихся
с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО
самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией в
соответствии с ФГОС ООО с привлечением органов самоуправления (совета
образовательной организации, попечительского совета, управляющего совета и
др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.
АООП основного общего образования обучающихся
с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего
образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных
образовательных условий на уровне основного общего образования. Успешное
освоение обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования является
необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего
образования.